Программа развития на 2024 - 2028 годы
Описание образовательной программы
Детский сад - это образовательное учреждение, которое создаётся
учредителем для выполнения конкретных функций: с целью психического,
умственного, физического развития детей. Детский сад как социальная
организация имеет свои черты, которые характеризуют его как образовательное
учреждение. Определение специфических особенностей детского сада является
основанием для построения концепции развития, а именно:
- детский сад проходит путь становления, выживания,
функционирования, совершенствования и развития;
- детский сад обладает произвольным поведением, у него есть
собственные потребности и стремление к их удовлетворению;
- детский сад обладает индивидуальностью, особым характером,
традициями, стереотипами поведения;
- детский сад обладает памятью и способностью учиться на собственном
опыте (современный менеджмент, используя эту объективную способность к
научению, провозглашает идею «обучающейся», сознательно развивающей свой
потенциал организации);
- детский сад обладает компетентностью по отношению к определенным
задачам и ситуациям; наличие особой компетентности организации даёт ему
определённые конкурентные преимущества;
- детский сад эмоционален; ему присущ определённый преобладающий
настрой, тонус, темп, ритм жизнедеятельности,
- детскому саду присущи различные функциональные состояния, он
может находиться в отличной «форме» или напротив – работать вяло и
апатично, он переживает кризисы, которые очень важны для его выживания и
развития и т.д.
Все это доказывает, что, рассматривая детский сад, как объект
управляемого развития, целесообразно отнестись к нему именно с позиции
понимания его как сложного, живого, активного социального организма, как
особой организационной индивидуальности, требующей адекватного подхода
со стороны субъектов управления.
Повышение уровня требований, предъявляемых к детскому саду,
изменение стоящих перед ним целей и задач, расширение направлений его
развития предполагает определенные изменения в его организационной
структуре, содержании, формах и методах деятельности и перехода на
программно-целевой принцип функционирования.
Данная Программа развития детского сада, формируя концепцию, модель
будущего детского сада, предусматривает эти изменения и определяет
стратегию и тактику перехода к новому состоянию. Важность разработки
Программы развития дошкольного учреждения выходит на первый план, так
как она нацелена на изменение содержания, образовательных технологий,
моделей управления с учётом новых условий, региональной специфики,
ресурсного обеспечения, индивидуальных особенностей личности и
общечеловеческих ценностей.
Настоящая Программа представляет собой один из подходов к развитию
образовательного учреждения.
В основу реализации Программы положен современный программно-
проектный метод, сочетающий управленческую целенаправленность
деятельности администрации и творческие инициативы со стороны
сотрудников. Программа представляет комплекс взаимосвязанных задач и
мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного
образования в соответствии с показателями эффективности работы
образовательного учреждения. Инициативы со стороны педагогического
коллектива по реализации Программы оформляются как педагогические
проекты. Результатом работы МБДОУ - детский сад №9 «Казачата» по
направлениям является повышение эффективности работы МБДОУ,
результатом реализации инициативных проектов – высокий уровень
удовлетворённости общества качеством образования, которые служат для
ведения контроля за организацией и внесения изменений в основную
образовательную программу.
Разрабатывая данную программу, были определены несколько
принципиальных позиций, которые легли в основу этого стратегического
документа:
1. Программа не противоречит действующим нормативным актам, соотносится
с программами развития федерального, регионального и муниципального
уровней, учитывает социальный запрос современного общества в развитии
социализированной личности. Программа учитывает такие внешние и
внутренние факты, как:
* государственная политика в сфере образования;
* достигнутые результаты и традиционные направления в деятельности
образовательного учреждения;
* особенности демографической, экономической и социально - культурной
среды;
* особенности демографической , экономической и социально - культурной
среды;
* финансовый, материально - технической, кадровой, методической и
управленческий потенциал дошкольного образовательного учреждения,
реальные перспективы их развития.
2. Детский сад представлен в проекте, как целостная открытая педагогическая
система, состоящая из нескольких подсистем, которые освещены нами как
стратегические направления развития.
Следуя этой логике, мы и выстроили организационную структуру
программы. Цели, задачи, приоритетные направления деятельности,
предполагаемый результат каждого стратегического направления тесно
взаимосвязаны между собой и представляют некую целостность.
3. Программа развития детского сада задаёт общие направления, описывает
наиболее общие процессы, определяет закономерности, а оперативные действия
будут прописаны в текущем плане работы на год, который является локальным
документом МБДОУ - детский сад №9 «Казачата», может корректироваться в
зависимости от потребностей и возможностей учреждения.
4. Для обеспечения эффективности стратегического планирования мы
конкретизировали проблемное поле, основываясь на реальных затруднениях.
Индикаторы проблем распределены нами на две большие группы: первая
отражает влияние на развитие детского сада внешних факторов, вторая, исходя
из стратегических направлений развития, раскрывает внутренние проблемы и
факторы.
5. Выбор стратегических направлений (проектов) развития детского сада, его
миссия, стратегическая цель и проблемно-ориентированный анализ обусловил
выбор групп задач, определяющих приоритетные направления деятельности и
предполагаемый результат.
6. Создавая программу, мы исходили из того, что детский сад находится на
этапе становления как организации, а это обуславливает ряд существенных
изменений.
7. Мы рассматриваем программу развития детского сада как локальный
нормативный документ образовательной организации, концептуально
определяющий стратегические и тактические цели, задачи, способы
(механизмы) их реализации.