Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа Театральная мозаика

Пояснительная записка
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и
перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии
ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и
показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок.
Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о
добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра,
прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с
идеальными образами героев, что помогает ему выработать определённое нравственное
отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщённые, и поэтому каждый
конкретный образ всегда несёт ребёнку большую информацию о жизни, людях,
социальном опыте окружающего его общества.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником
развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к
духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что
театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его
сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Благодаря произведениям, ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем,
выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся
образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль
оказывает позитивное влияние на детей.
Направленность
Программы
Адресат программы
Актуальность
Программы:

Художественная
Дети 5 - 6 лет
В современном обществе резко повысился
социальный престиж интеллекта и научного знания.
Современные дети знают гораздо больше, чем их
сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они
значительно реже восхищаются и удивляются,
возмущаются и сопереживают, все чаще они
проявляют равнодушие и черствость, их интересы
ограничены, а игры однообразны.
Самый короткий путь эмоционального
раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения
чувствованию и художественному воображению – это
путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее
искусство слова и действия с изобразительным
искусством и музыкой.
Привлечение детей дошкольного возраста к
многообразной деятельности, обусловленной
спецификой театра, открывает большие возможности
для многостороннего развития их способностей.

Отличительные
особенности
Программы

Отличительная особенность данной Программы в
том, что она дает возможность каждому ребенку
проявить себя через участие в различных видах
театрализованной деятельности

Новизна Программы

Новизна данной программы заключается в том, что
созданы условия, обеспечивающие полноценное
художественно-творческое и творческо-эстетическое
развитие дошкольников, а так же развитие речи и
умение владеть собой перед аудиторией (публикой),
что очень ценно в будущей школьной жизни ребенка.
Сценарии для драматизаций сказок, игры, этюды
нацелены на развитие свободного общения с детьми и
взрослыми, а также на развитие устной речи детей.
Театрализованные игры включают в себя беседы по
тематике, знакомство детей с культурным наследием
и приобщают детей к общепринятым нормам и
правилам взаимоотношений со сверстниками и
взрослыми.

Педагогическая
целесообразность
Программы

Педагогическая
целесообразность
программы
заключается в возможности средствами театра помочь
детям раскрыть их творческие способности, развить
свои психические, физические и нравственные
качества, а так же повышение уровня общей культуры
и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи,
музыкально-эстетического воспитания, пластики
движений), что в будущем поможет детям быть более
успешными в школе. А так же обеспечение одной из
самых важных потребностей детей - потребность
взаимодействия со сверстниками.
Базовый

Уровень освоения
программы
Цель Программы

Развитие
творческих,
речевых,
нравственных способностей детей
театрализованной деятельности.

духовно
посредством

Задачи Программы

Объем и сроки
освоения Программы

Образовательные:
- Знакомить детей с различными видами театров
(кукольный, драматический, музыкальный, детский,
театр зверей и др).
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить
их театральный опыт: знания детей о театре, его
истории, устройстве, театральных профессиях,
костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных
театрах различных видов;
Формировать
Формировать умение свободно чувствовать себя на
сцене.
Развивающие:
Развивать интерес к театрализованной деятельности,
желание попробовать себя в разных ролях;
-Развивать память, внимание, воображение,
фантазию;
Развивать интонационно - речевую выразительность,
побуждать к импровизации средствами мимики,
выразительных движений и интонации;
-Развивать желание выступать перед родителями;
-Формировать духовно - нравственные качества;
-Формировать умение выстраивать линию поведения
в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
Воспитательные :
- Создать условия для развития творческой
активности детей, участвующих в театрализованной
деятельности, а также поэтапного освоения детьми
различных видов творчества.
- Воспитывать артистические качества,
способствовать раскрытию творческого потенциала;
- Воспитывать коммуникативные способности детей.
Программа «Театральная мозаика» рассчитана на 1
год обучения и предназначена для детей 5 - 6 лет. В
кружке должно заниматься не более 15 человек

Срок реализации
Программы

1 год, 36 недель , 9 месяцев

Объем реализуемой
Программы

72 часа. 2 часа в неделю.
С 1.06.2026 года по 30.06.2026 года, в летний период
провидятся с детьми 8 занятий по 30 минут
2 раза в неделю продолжительность 30 минут
при наличии сменной игровой деятельности,
включение динамических пауз (5 - 8 минут).
Занятия включают теоретическую подготовку и
практику. Большая часть занятий отводится на
практическую работу детей.

Продолжитель
ность занятий

Язык реализации
Программы

русский

Форма обучения

очная

Для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления с
самостоятельной практической деятельности детей в данной программе используются
основные формы обучения:
 Интегрированные занятия;
 Практические занятия;
 Игровые формы организации занятий;
Для реализации программы на занятиях используются следующие педагогические
методы обучения:
Объяснительно - Рассказ; беседа; работа с литературой; просмотр фильмов;
иллюстративный демонстрация опыта; и др. Назначение метода – организация
усвоения информации обучаемым путем сообщения им учебного
материала и объяснение его успешного восприятия.
Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее
экономных способов передачи обучаемым обобщенного и
систематизированного опыта человечества.
Практические
упражнения
и
задания;
алгоритмы;
Репродуктивный
программирование. Основное назначение опыта – формирование
навыков и умений использования и применения научных знаний.
Суть метода состоит в повторении (многократном) способа
деятельности по заданию педагога. Деятельность педагога
заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность
воспитанника – в выполнении действий по образцу.
Использование детьми на практике полученных знаний и
Практический
увиденных приемов работы.
Творческое задание. Сущность метода – обеспечение
Креативный
организаций поисковой творческой деятельности обучающихся
по решению новых для них проблем.
Игровой

Использование сюжета игр, персонажей для обыгрывания
сюжета. Используется при реализации программы в следующих
случаях:в качестве самостоятельных технологий для освоения
понятия, темы, раздела учебного предмета; в качестве занятия
или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения,
контроля); в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и
усвоение общественного опыта, в котором складываются и
совершенствуется самоуправление поведением).

Частично поисковый или
эвристический

Эвристическая беседа; случайный поиск, организующий
понятия; контрольные вопросы и др
Основное назначение метода – постепенная подготовка
обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.

Критерии и показатели результатов программы:
Образовательный:
 Качество усвоения;
Социологический:


Умение строить отношения в коллективе;

Индивидуально - личностные:



уровень мышления, воли, эмоциональной сферы;
степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать,
принимать и понимать других, степень реализации индивидуальных
возможностей, терпимость и лояльность.

Воспитанности:


сформированность качеств: ответственность, отношение к друзьям, учебе,
дисциплинированность;

Психологического комфорта:
 степень уверенности;
 эмоциональное состояние;
 межличностные отношения.

Предполагаемы результаты:
Образовательный
блок

К концу года дети будут знать:
- некоторые виды театров (кукольный, драматический,
музыкальный, детский, театр зверей и др.);
- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в
знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой,
мягкой игрушки (кукольный), настольной, настольноплоскостной, конусной игрушки, стендовом на
фланелеграфе и магнитной доске.
- некоторые театральные профессии.
К концу года дети будут уметь:
самостоятельно разыгрывать несложные представления
по знакомым литературным сюжетам, используя
выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
- используют в театрализованных играх образные
игрушки, самостоятельно изготовленные из разных
материалов.
- изображать отгадки к загадкам, используя
выразительные средства;

- определить эмоциональное состояние человека.
К концу года дети будут уметь:
- использовать различные виды театров в свободной
деятельности

Развивающий блок

Сводный учебный план
№
п/п
1

Наименование раздела, темы
Вводное занятие

Количество
часов
1

2

Театральная азбука

9

3

Знакомство с театральными профессиями

7

4

Техника речи

5

5

Праздники России

7

6

Театр своими руками

2

7

Игротека

4

8

Работа над пьесой

33

9

Экскурсия

1

10

Наши выступления

4

ВСЕГО ЧАСОВ:

72

Летний период с 1.06 по 30.06.2026 года
№
п/п
1

Наименование раздела, темы
Наши выступления

Количество
часов
1

2

Техника речи

1

3

Театр своими руками

1

4

Язык жестов. Музыкально - пластические импровизации

1

5

Театр своими руками

1

6

Театральное закулисье

1

7

Экскурсия в Районный Дом культуры

1

8

По волнам нашей памяти

1

ВСЕГО ЧАСОВ:

8
Учебный план

№
п/п

Тема занятий

Количество занятий
всего теория практика

Формы
контроля,
аттестации
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Педагогическое
наблюдение.
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

Театральная азбука

9

2,25

6,75

3

Знакомство с театральными
профессиями

7

3,5

3,5

4

Техника речи

5

1,25

3,75

5

Праздники России

7

1,75

5,25

Педагогическое
наблюдение
Анализ работ

6

Театр своими руками

2

0,5

1,5

Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос

7

Игротека

4

1

3

8

Работа над пьесой

33

8,25

24,75

9

Экскурсия

1

0,25

0,75

Наши выступления

4

Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Вопросы
Педагогическое
наблюдение
Вопросы
Педагогическое
наблюдение
Рефлексия
детьми

10

ВСЕГО ЧАСОВ:

4

72

18,25

52,75

Летний период с 1.06 по 30.06.2026 года
№
п/п
1

2

Тема занятий
Показ спектакля родителям

Игротека

Количество занятий
всего теория практика
1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

Формы
контроля,
аттестации
Педагогическое
наблюдение
Рефлексия
детьми
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение

3

Театр своими руками

1

0,25

0,75

4

Сочиняем сказку

2

0,5

0,75

5

Этюды

1

0,25

0,75

Педагогическое
наблюдение

6

Чтение стиховорения А.Л. Барто
«В театре»

1

0,25

0,75

7

Экскурсия в Районный Дом
культуры

1

0,25

0,75

8

По волнам нашей памяти

1

0,25

0,75

Педагогическое
наблюдение
Рефлексия
детьми
Педагогическое
наблюдение
Вопросы
Рефлексия
детьми

8

2

6

Всего часов:

Содержание программы
Занятие 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности.
Теория: Знакомство с кружком, режимом работы, основными видами деятельности по
программе. Правила техники безопасности на занятиях.
Практика: Чтение стихотворения Э.Успенского «Мы идём в театр». Рисование «В
театре».
Занятие 2. Театральная азбука
Теория: Знакомство с особенностями театра как вида искусства, историей
возникновения театра.
Практика: Просмотр презентации «История театра». Упражнение на развитие пластики
рук «Ловлю комариков».
Занятие 3. Театральная азбука
Теория: Знакомство с новыми словами: фойе, антракт, партер, амфитеатр. Культура
зрителя.

Практика: Просмотр презентации «Театр изнутри». Беседа о правилах поведения в
театре. Дидактическое упражнение «Можно - нельзя». Этюд «В театре».
Занятие 4. Театральная азбука
Теория: Знакомство с видами театров (драматический).
Практика: Просмотр презентации «Знакомство с театром». Музыкальная игра на
развитие жестов «Кто как танцует?».
Занятие 5. Театральная азбука
Теория: Знакомство с видами театров (кукольный). История возникновения кукольного
театра.
Практика: Знакомство с Петрушкой. Основы кукловождения. Творческая игра «Сочини
сказку».
Занятие 6. Театральная азбука
Теория: Знакомство с видами театров (настольный).
Практика: Изготовление персонажей и декораций для настольного театра (на
стаканчиках) для сказки «Три поросёнка».
Занятие 7. Театральная азбука.
Теория: Знакомство детей с разными видами театров
(теневой, фланелеграф,
настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо).
углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас
Практика: Освоение навыками владения этими видами театров. С/ролевая игра «В
театре».
Занятие 8 Театральная азбука
Теория: Знакомство с театральным жанром - опера.
Практика: Слушание отрывка из оперы «Теремок» М. Красева
Тема 9. Театральная азбука
Теория: Обогащение знаний детей о театре. Знакомство с театральным жанром - балет,
приобщение к классической музыке, активизация словарного запаса детей.
Практика: Чтение рассказа И. Кошминой «Балерина». Динамическая пауза «Разминка
для балерины». Просмотр отрывка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Занятие 10. Театральная азбука
Теория: Знакомство с театром зверей. Обогащение знаний детей о видах театра.
Практика: Чтение «В театре» А.Л. Барто. Просмотр отрывка из представления
Театра зверей им В. Дурова. Тантономический этюд «Обезьянки».
Занятие 11. Знакомство детей с театральной профессией - актер.
Теория: Беседа о театральных профессиях, активизация словаря.
Практика: Упражнение на выражение эмоций: «Девочки и мальчики» Н.Сорокиной.
Упражнение на развитие дикции: скороговорка «Вез
корабль карамель».

Занятие 12. Знакомство детей с новым словом - декорация, а также с театральной
профессией - художник - декоратор
Теория: Беседа о театральных профессиях, активизация словаря.
Практика: Рисование декорации к сказке «Три медведя». Пантомимический этюд
«Котята».
Занятие 13. Знакомство детей с театральными профессией - костюмер
Теория: Формирование у детей представления о театральных профессиях
Практика: Ручной труд. «Костюм из бросового материала»
Занятие 14. Знакомство детей с театральными профессией - гример.
Теория: Формирование у детей представления театральных профессиях
Практика: Конкурс «Лучшая театральная маска».
Занятие 15. Знакомство детей с театральными профессией - режиссер.
Теория: Формирование представление детей о труде сотрудников театра, пробуждать
интерес к их профессиональной деятельности.
Практика: Режиссерская игра с настольными игрушками по выбору детей.
Занятие 16. Знакомство с театральной афишей.
Теория: Дать представление о том, что такое театральная афиша. Познакомить с
историей возникновения афиши. Рассказать, какие бывают афиши.
Практика: Создание афиши к любимым сказкам детей.
Занятие 17. Знакомство с понятием «ролевой диалог».
Теория: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь;
расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.
Практика: Рассказывание по ролям. К. Чуковский «Телефон».
Занятие 18. Техника речи.
Теория: развитие речевого дыхания и правильной артикуляции; развитие дикции.
Учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.
Практика: Разучивание скороговорок, чистоговорок. Упражнения на речевое дыхание.
Просмотр мульфильма «Скороговорки на картоне».
Занятие 19. Техника речи.
Теория: Формируем навыки правильного звукообразования. Декламируем
стихотворный текст тест от лица разных сказочных героев.
Практика: Речевые игры, чтение стихов
Занятие 20. Знакомство с пьесой «Лесная история по мотивам сказки
М.Ю.
Картушиной «Заяц - портной»
Теория: Развивать умение детей понимать содержание пьесы Создание атмосферы
творчества. Приобщение детей к словесному искусству, развитие художественного
восприятия и эстетического вкуса.

Практика: Прослушивание пьесы. Беседа по содержанию. Рассматривание
иллюстраций к пьесе. Игровое упражнение «Мимика и жесты».
Занятие 21. Просмотр мультфильма «Заяц - портной»
Теория: Знакомство с произведением, определение характеров героев, их повадок.
Практика: Рисование героев произведения. Упражнение «Определи героя по музыке».
Занятие 22. Обыгрывание пьесы с помощью настольного театра
Теория: Развитие интереса к театрализованной игре, желание попробовать себя в роли.
Формировать интонационную выразительность, отчётливое произношение звуков.
Развитие художественного восприятия. Развитие активного внимания.
Практика: Распределение ролей. Обыгрывание пьесы с помощью настольного театра.
Отработка голоса героев. Рисование персонажей. Игра на развитие внимания «Слушай
звуки!»
Занятие 23. Работа над мезансценами спектакля
Теория: Развитие связанной речи, творческой фантазии, умение владеть силой голоса.
Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого
потенциала.
Практика: Пересказ пьесы по схемам. Обсуждения с детьми вариантов речи
персонажей. Репетиция спектакля с использованием декораций и музыкального
сопровождения. Словесная игра « Кто больше скажет хороших слов дружочку».
Занятие 24. Театр своими руками
Теория: Знакомство с тряпичными куклами.
Практика: Изготовление тряпичных кукол.
Занятие 25. Работа над пьесой.
Теория: Создание атмосферы творчества. Воспитание артистических качеств,
способствование раскрытий творческого потенциала. Развитие дикции.
Практика: Репетиция пьесы. Обсуждение недостатков и достоинств. Упражнение на
интонационную выразительность речи. Скороговорки, с постепенным увеличением
темпа: «Утром, присев на пригорке».
Занятие 26. Работа над пьесой.
Теория: Создание атмосферы творчества. Воспитание артистических качеств,
способствование раскрытий творческого потенциала. Развитие пластики рук.
Практика: Репетиция пьесы. Обсуждение недостатков и достоинств. Упражнение на
выразительность жеста: «Артисты пантомимы».
Занятие 27. Работа над пьесой.
Теория: Создание атмосферы творчества. Воспитание артистических качеств,
способствование раскрытий творческого потенциала. Работа над дикцией.
Практика: Репетиция пьесы. Обсуждение недостатков и достоинств. Чистоговорка
«Дикие животные».

Занятие 28. Работа над мизансценами спектакля. Показ спектакля «режиссерупостановщику»
Теория: Формирование умения выстраивать линию поведения в роли. Развивать
интерес к театрализованной деятельности. Продолжать работу над силой голоса и
темпом речи детей.
Практика: Репетиция пьесы. Упражнение с элементами соревнования «Кто произнесёт
знакомую скороговорку в быстром темпе?». Репетиция ухода актёров. Отработка
театрального поклона.
Занятие 29. Экскурсия в Дом культуры ст Луковской
Теория: Знакомство с театром, воспитание интереса к нему, приобщение детей к
театральной культуре.
Практика: Экскурсия по Дому культуры, знакомство со зданием, его внутреннем
устройством.
Занятие 30. Работа над пьесой
Теория: Закрепление с детьми правил поведения в театре. Формирование устойчивого
желания выполнять их. Учить детей достойно выходить из различных ситуаций.
Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого
потенциала.
Практика: Репетиция пьесы. Беседа о поведении в театре, решение ситуативных задач.
Комплекс этюдов «На берегу моря», (саморасслабление).
Занятие 31. Работа над пьесой
Теория: Работа над интационной выразительностью речи. Создание благоприятных
условий для повышения профессионализма и качества выступления
Практика: Репетиция пьесы. Упражнения: «Вопрос - ответ», «Скажи по разному»,
«Озорной дождик».
Занятие 32. Работа над пьесой
Теория: Работа над интационной выразительностью речи. Создание благоприятных
условий для повышения профессионализма и качества выступления
Практика: Репетиция танцев. Закрепление отдельных мезасцен.
Занятие 33. Новый год у ворот
Теория: Формирование способности создавать радостное настроение, эмоциональное
состояние
Практика: Инсценировка песни «В лесу родилась ёлочка». Рисование «Маленькой
ёлочке холодно зимой»
Занятие 34. Новогодние приключения
Теория: Создание радостного настроения.
Практика: Участие артистов студии в новогодних утренниках.

Занятие 35. Работа над пьесой
Теория: Работа над интационной выразительностью речи. Создание благоприятных
условий для повышения профессионализма и качества выступления
Практика: Репетиция танцев. Закрепление отдельных мезасцен.
Занятие 36. Работа над пьесой
Теория: Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических
условиях.
Практика: Репетиция отдельных картин с деталями декорации и реквизита, с
музыкальным оформлением.
Практика: Репетиция танцев. Закрепление отдельных мезансцен.
Занятие 37. Генеральная репетиция
Теория: Продолжаем репетицию отдельных картин с деталями декорации и реквизита,
с музыкальным оформлением.
Практика: Репетиция отдельных картин с деталями декорации и реквизита, с
музыкальным оформлением.
Занятие 38. Просмотр видеозаписи генеральной репетиции
Теория: Обсуждение просмотра.
Практика: Работа над ошибками.
Занятие 39. Работа над пьесой.
Теория: Продолжаем отрабатывать интонационную выразительность речи, пластику.
Практика: Репетиция пьесы. Рассказывание по ролям. «Сказа о глупом мышонке» С.Я.
Маршака. Пластический этюд «Угадай, что я делаю?»
Занятие 40. Работа над пьесой.
Теория: Продолжаем отрабатывать дикцию, танцевальные движения.
Практика: Репетиция пьесы. Чистоговорки «На лугу». Отработка движений танца.
Занятие 41. Игротека.
Теория: Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству, коммуникативные
навыки, творческие способности.
Практика: Театральные игры: «Тень», «Эхо», «Веселые обезьянки», «Из мешка я
достаю», «Кубик эмоций».
Занятие 42. Театр своими руками
Теория: Продолжаем знакомство с тряпичными куклами.
Практика: Режиссёрская игра.
Занятие 43. Язык жестов.
Теория: Развиваем выразительность движений умение владеть своим телом; учимся
передавать эмоциональное состояние с помощью жестов, поз, мимики.

Практика: Пластические этюды. Игровое упражнение «Покажу - вы отгадайте».
Просмотр мульфильма «Фиксики. Театр теней».
Занятие 44. Работа над пьесой.
Теория: Продолжаем отрабатывать интонационную выразительность речи, пластику.
Практика: Репетиция пьесы. Лепка «Герои пьесы».
Занятие 45. Работа над пьесой.
Теория: Продолжаем отрабатывать интонационную выразительность речи, пластику.
Практика: Репетиция пьесы.
Занятие 46. Показ пьесы воспитанникам ДОУ.
Теория: Доставить удовольствие артистам и зрителям игрой и просмотром спектакля.
Развивать умение у детей почувствовать успех (аплодисменты) от своего исполнения.
Практика: Показ спектакля. Игра, способствующая успокоению и организации «Идём
за синей птицей».
Занятие 47 23 февраля - День защитников Отечества.
Теория: Формируем патриотические начала
Практика: Участие в праздничных мероприятиях.
Занятие 48. Показ пьесы родителям.
Теория: Доставить удовольствие артистам и зрителям игрой и просмотром спектакля.
Развивать умение у детей почувствовать успех (аплодисменты) от своего исполнения.
Практика: Показ спектакля. Игра, способствующая успокоению и организации «Идём
за синей птицей».
Занятие 49. Народные праздники.
Теория: Знакомимся с народными праздниками.
Практика: Участие в народном гулянии «Масленица»
Занятие 50 Этюды
Теория: Учимся самостоятельно сочинять этюды с заданными или
нафантазированными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями.
Практика:Выполнение творческих заданий.
Занятие 51. Праздники России. 8 марта.
Теория: Создаем праздничное настроение, воспитываем любовь к маме.
Практика: Участие артистов студии в инсценировках на праздничных утренниках.
Занятие 52. Игротека
Теория: Повторяем виды театров.
Практика:Самостоятельная деятельность детей.
Занятие 53. Музыкально - пластическая импровизация.

Теория: Развивать пластическую выразительность (ритмичность, быстроту реакции
координацию движений) воображение.
Практика: Игровой практикум.
Занятие 54. Забавные чистоговорки.
Теория: Продолжаем формировать навыки правильного звукообразования, развивать
интонационную выразительность речи.
Практика: Игры со словами. Заучивание чистоговорок
Занятие 55. Говорилки
Теория: Формируем навыки правильного звукообразования.
Практика: Речевые игры, чтение стихов. Декламирование стихов от лица разных
сказочных героев
Занятие 56. Участие в «Дне театра»
Теория:Доставить удовольствие артистам и зрителям игрой и просмотром спектакля.
Развивать умение у детей почувствовать успех (аплодисменты) от своего исполнения.
Оценивание своего выступления и выступления других.
Практика: Выступление на фестивале. Релаксация «Звуки природы».
Занятие 57. Знакомство с пьесой кукольного театра «Смотрит сказка нам в окошко»
Теория: Прослушивание пьесы. Беседа по содержанию.
Практика:Рассматривание иллюстраций к пьесе. Игровое упражнение
персонажа» (проговаривание текста)

«Повтори слова

Занятие 58. Знакомство с куклами - героями сказки.
Теория: Знакомство детей с куклами, действиями с ними, распределение ролей. Игровое
упражнение «Определи героя по голосу», «Кто как ходит».
Практика: Свободная игровая деятельность с куклами. Импоровизация на р.н мелодии.
Занятие 59. Просмотр мульфильма.
Теория: Продолжаем знакомство с героями сказки.
Практика: Настольный театр по сказке «Смотрит солнышко в окошко».
Занятие 60. Праздники России. День космонавтики
Теория: Знакомим с государственными праздниками.
.

Практика: участие в мероприятиях, посвященных Дню космонавтики
Занятие 61. Игротека
Теория: Повторяем виды театра.
Практика: Самостоятельная деятельность детей.
Занятие 62. Распределение ролей. Работа над пьесой.
Теория: Обсуждение «вариантов» выполнения ролей и подбор исполнителей.

Практика: Перевоплощение в сказочных существ.
дыханием. Импровизация «Дикие животные».

Владение

своим голосом и

Занятие 63. Мы - режиссеры.
Теория: Развивать игровое поведение готовность к творчеству; коммуникативные
навыки, творческие способности; уверенность в себе.
Практика: Рассматривание сюжетных картинок «Радость», «Грусть», «Страх»,
«Злость». Упражнение «Изобрази эмоцию»- (перед зеркалом). Прослушивание
музыкальных этюдов данных эмоций.
Занятие 64. Работа над пьесой.
Теория: Развивать игровое поведение, готовность к творчеству, коммуникативные
навыки, творческие способности, уверенность в себе. Закреплять текст.
Практика: Речевая разминка «Веселые сочинялки», «Разные лица». Работа над пьесой.
Проговаривание детьми отрывков пьесы . Лепка персонажей пьесы.
Занятие 65. Мы - декораторы - гримеры
Теория: Активизация словаря совершенствование речевого дыхания. Развитие
творческих способностей детей. Расширять кругозор о театральных профессиях.
Воспитывать артистические качества, способность раскрытию творческого потенциала.
Практика: Игры на речевое дыхание «Мыльные пузыри», «Фыркающая лошадь»,
«Удивлённый бегемот» и т д. Рассматривание и обсуждение декораций к спектаклю.
Подбор и расстановка декораций.
Занятие 66. Праздники России. День Победы.
Теория: Продолжаем знакомится с главными праздниками страны.
Практика: Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы.
Занятие 67. Сочиняем сказку
Теория: Учимся сочинять сказку с помощью опорных картинок.
Практика: Драматизация сказки.
Занятие 68. Работа над мезансценами спектакля.
Теория: Формирование умения выстраивать линию поведения в роли.
Практика: Работа над мезансценами спектакля. Обсуждение мизансцен спектакля.
Репетиция ухода актёров. Отработка театрального поклона. «Минутка шалости»
(релаксация).
Занятие 69. Показ спектакля «режиссеру - постановщику».
Теория: Формирование умения выстраивать линию поведения в роли.
Практика: Показ спектакля. Обсуждение. Репетиция ухода актёров. Отработка
театрального поклона. «Минутка шалости» (релаксация).

Занятие 70. Генеральная репетиция
Теория: Развитие художественного восприятия, активного внимания.
Практика: Репетиция спектакля. Обсуждение достоинств и недостатков. Игра на
развитие внимания «Слушай звуки!»
Занятие 71. Праздники России. День защиты детей
Теория: Знакомим детей с главными праздниками страны.
Практика: Участие в мероприятиях, посвященных Дню защиты детей.
Занятие 72. Показ спектакля воспитанникам ДОУ.
Теория: Доставить удовольствие артистам и зрителям игрой и просмотром спектакля.
Развивать умения у детей почувствовать успех (аплодисменты) от своего исполнения.
Развивать моторно-слуховую память.
Практика: Показ спектакля. Рефлексия по итогам показа. Игра на расслабление мышц
«Деревянные и тряпичные куклы». Игра для снятия психоэмоционального напряжения.
«Холодно - жарко».

Летний период с 1.06 по 30.06.2026 года
Занятие 1. Показ спектакля родителям
Теория: Доставить удовольствие артистам и зрителям игрой и просмотром спектакля.
Развивать умения у детей почувствовать успех (аплодисменты) от своего исполнения.
Практика: Показ спектакля. Рефлексия по итогам показа. Фотосессия «Играем в театр»
Занятие 2. Игротека
Теория: Совершенствуем элементы актёрского мастерства.
Практика: Обыгрывание отрывков из раннее изученных пьес (по желанию).
Занятие 3. Театр своими руками
Теория: Рассказ о разновидностях театра. Театр на камнях.
Практика: Изготовление театра на камнях. Обыгрывание.
Занятие 4. Сочиняем сказку
Теория: Учимся сочинять сказку с помощью опорных картинок.
Практика: Драматизация сказки
Занятие 5 Этюды
Теория: Учимся самостоятельно сочинять этюды с заданными или
нафантазированными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями.
Практика:Выполнение творческих заданий.
Занятие 6 Чтение стихотворения А.Л. Барто «В театре»
Теория: Знакомство с стихотворением, Беседа по содержанию.
Практика:Рисование «Балерина».

Занятие 7 Экскурсия в Районный Дом культуры
Теория: Продолжать знакомство с театром, воспитание интереса к нему, приобщение
детей к театральной культуре.
Практика: Экскурсия по Дому культуры, знакомство со зданием, его внутреннем
устройством
Занятие 8. По волнам нашей памяти
Теория: Рефлексия по итогам проводимых мероприятий.
Практика: Выпуск газеты «Наша мозаика».

Методическое обеспечение программы
1 Раздел «Звуки гласные и согласные».
 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой.
2 Раздел «Слоги».
 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой;
 Практический.
3

Раздел «Предложения».

 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой;
 Практический.
4

Раздел «Звуковой анализ слова».

 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой;
 Практический.
5

Раздел «Чистоговорки».

 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой;
 Репродуктивный;
 Практический.
6

Раздел «Подготовка к письму».

 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой;
 Репродуктивный;
 Креативный

 Практический.

Оценочные материалы
Критерии оценки результативности определяются в соответствии с реализуемой
дополнительной программой «Театральная мозаика». При реализации программы
используются четыре вида контроля: входящий, текущий, промежуточный, итоговый.
Входящий контроль – это оценка начального уровня образовательных возможностей
детей при поступлении в кружок.
Текущий контроль – это оценка уровня и качества освоения тем и разделов
программы и личностных качеств обучающихся в кружке; осуществляется на занятиях
в течение всего учебного года.
Промежуточный контроль –это оценка уровня и качества освоения детьми
дополнительной образовательной программы по итогам полугодия и учебного года.
Осуществляется в декабре и мае каждого учебного года.
Итоговый контроль результативности освоения дополнительной образовательной
программы – это оценка уровня и качества освоения детьми дополнительных
образовательных программ по мере окончания освоения дополнительной
общеобразовательной программы. Итоговый контроль осуществляется в апреле-мае в
соответствии с графиком.
Формы контроля определены в соответствии с дополнительной общеобразовательной
программой. Формами контроля могут быть: анкетирование, тестирование, беседа,
опрос, участие в выставках и т.д.
Контроль позволяет выявить способности обучающихся и скорректировать
индивидуальную работу.
Объективный и систематический контроль учебной работы является важнейшим
средством управления образовательно - воспитательного процесса.

Методические материалы
№ п/п

Наименование элементов перечня
Наглядные пособия

1

Карточки

1
2

Дидактические материалы
Наборы сюжетных и предметных картинок
Книги, иллюстрации
Литература

1

Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду».

2
3

Давыдов В. Г. «От детских игр к творческим играм и драматизациям.»
Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М., 2001.

4

Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театр». М., 2002.

5

Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников». М., 1999.

6

Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском
саду». М., 2000.
http://dramateshka.ru/

7

Условия реализации программы
№
п/п
1
1
2
3
4
5
6
1
2
3
1
2
1
2
3

Материально - техническое
Предметная развивающая среда
Помещение с удобными рабочими местами
Инструменты и приспособления
Ширма большая
Ширма маленькая
Различные виды театров: настольный, теневой, кукольный, пальчиковый
Театральные костюмы; элементы костюмов для детей и взрослых
Маски - шапочки
Куб эмоций
Техническая оснащённость
Музыкальная колонка
Флешка с записями (познавательная информация, музыка)
Демонстрационная магнитная - маркерная доска
Оборудование кабинета
Стулья
Шкафы для пособий
Раздаточный материал
Тренажеры для дыхания
Альбомы, карандаши
Задания

Кадровое обеспечение программы.
Реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного
образования,
имеющий
среднее
или
высшее
образование
соответствующего направления и отвечающий квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональном стандарте педагога дополнительного образования
детей и взрослых.

Информационное обеспечение
Нормативно-правовые документы













Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от
31 -марта 2022 года № 678-р;
Изменения, внесённые
в Концепцию развития дополнительного
образования детей до 2030 года, утверждённые распоряжением
Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля
2022года года № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении
санитарно - эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с
изменениями на 21 марта 2022 года).
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ действует до 1
сентября 2027 года.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.02.2022 №4 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические
правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной
инфекции (covid-19)», утверждённые Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от
22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с 06.02.2022 г.





Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года,
«Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения - детский сад комбинированного вида № 9 «Казачата» ст
Луковской Моздокского района РСО - Алания, утвержден
Постановлением Главы АМС Моздокского района №2-Р от 14.02.2020г

Оценочные материалы
1.Умение составлять предложение с заданными словами.
3 балла – самостоятельно, без примера придумывает предложения с
заданным словом,
2 балла - может придумать предложение только после нескольких примеров,
1 балл – не может придумать предложение.
2.Умение произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой
голоса.
3 балла – быстро и четко произносит скороговорку, с разной силой голоса,
2 балла – четко произносит скороговорку с разной силой голоса,
1балл – испытывает сложности в произнесении скороговорки.
3.Чтение стихотворного диалогического стихотворения наизусть.
3балла – самостоятельно, без ошибок читает стихотворение,
2 балла – читает стихотворение с помощью взрослого,
1 балл – не умеет и не хочет читать стихотворение, не может его запомнить.
4. Составление рассказов, этюдов по сказкам.
3 балла – ребенок может с помощью взрослого придумать окончание
небольшого рассказа, составить этюд,
2 балла – ребенок с помощью взрослого пытается придумать окончание сказки,
этюда
1 балл – не может придумать новое окончание, этюд.
5.Владение телом, ориентация на площадке.
3 балла – действует согласованно, включаясь одновременно или после,
запоминает заданные позы,
2 балла – не всегда действует согласованно, иногда забывает заданные позы,
1 балл – не может запомнить свою позу, действует не согласованно, мешая
другим.
6.Умение выразительно прочитать стихотворение.
3балла – не прерывает дыхание на середине фразы, знает артикуляционные
упражнения,
2 балла – ребенок читает стихотворение громко, но прерывисто,
1 балл – ребенок запинается при чтении стихотворения, нет выразительности,
четкости, тихо.

Протокол
входной аттестации обучающихся в кружке «Театральная мозаика» МБДОУ детский сад №9 «Казачата» ст Луковской»
от «____» _________202…. г
Название кружка «Театральная мозаика»
Педагог: Очеретина Светлана Александровна
1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся.
2. Формы проведения аттестационных занятий: творческие
3. Уровень оценки – высокий - 3 балла; средний - 2 балла; низкий - 1 балл
№ п/п
Фамилия, имя ребенка

Знает

Умеет

Уровень

Самостоятельность
в решении
творческих задач

1
2
3
Заключение аттестационной комиссии: знания, умения и навыки данных обучающихся
соответствуют уровню программы.
Подпись членов аттестационной комиссии:
Ф.И.О.________________________
Ф.И.О. ____________________
Подпись педагога___________________
Протокол
итоговой аттестации обучающихся в кружке «Театральная мозаика» МБДОУ детский сад №9 «Казачата» ст Луковской»
от «____» _________202…. г
Название кружка «Театральная мозаика»
Педагог: Очеретина Светлана Александровна
1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся.
2. Формы проведения аттестационных занятий: творческие
3. Уровень оценки – высокий - 3 балла; средний - 2 балла; низкий - 1 балл
№ п/п
Фамилия, имя ребенка

Знает

Умеет

Уровень

Самостоятельность
в решении
творческих задач

1
2
3
Заключение аттестационной комиссии: знания, умения и навыки данных обучающихся
соответствуют уровню программы.
Подпись членов аттестационной комиссии:
Ф.И.О.________________________
Ф.И.О. ____________________
Подпись педагога___________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».