Пояснительная записка
Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и
уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его
общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме
организации обучения воспитания - сделать занятия по формированию элементарных
математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом
возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и
стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка,
формирование его познавательных и творческих способностей. Самое главное – это
привить ребенку интерес к познанию. Прививание ребенку знаний из области
математики, научение его выполнять различные действия – все это разовьет у него
память, мышление, творческие способности. Программа предполагает личностно –
ориентированный подход, а именно: ценностное отношение к каждому ребенку,
готовность педагога помочь ему, быть партнером, что позволяет детям применить свои
способности, развивать свои склонности, сформировать опыт собственной деятельности.
Программа предусматривает углубление и расширение представлений детей о
свойствах и отношениях предметов посредством игры нового содержания, в котором
преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых
алгоритмов. В ходе освоения чисел педагог способствует осмыслению детьми
последовательности чисел и место каждого из них в натуральном ряду. Это выражено в
умении детей образовать число больше или меньше заданного, доказать равенство или
неравенство группы предметов по числу, находить пропущенное число. Измерение
является при этом ведущей практической деятельностью. Освоение необходимой для
выражения отношений, зависимостей терминологии происходит в интересах ребенку
играх, творческих заданиях, практических упражнениях. В условиях игры, на занятиях
педагог организует живое, непринужденное общение с детьми, исключающее
навязчивые математического способностей детей: умение обобщать, сравнивать,
выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы,
выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задач.
Программа математического развития детей дошкольного возраста содействует
эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным
общим образованием. Содержание данной программы обеспечивает целостное
развитие личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям.
Направленность
Программы
Адресат программы
Социально - гуманитарная
Актуальность
Программы:
Обусловлена тем, что в дошкольном возрасте
закладываются основы знаний, необходимых ребенку
в школе. Математика представляет собой сложную
науку, которая может вызвать определенные
трудности во время школьного обучения. К тому же,
далеко не все дети имеют склонности и обладают
математическим складом ума, потому при подготовке
к школе важно познакомить ребенка с основами
математики.
Дети 5 - 6 лет
Отличительные
особенности
Программы
В данной Программе представлена система работы по
обучению детей моделированию, выполнению
простых арифметических действий с числами,
решении творческих задач и оценке результата.
Освоение детьми заданного в программе содержания
осуществляется не изолированно, а во взаимосвязи и
в контексте других содержательных видов
деятельности, таких как природоведческая,
изобразительная, конструктивная.
Новизна Программы
Новизна Программы в том, что предусматривается
углубление и расширение представлений детей о
свойствах и отношениях предметов посредством игры
нового содержания, в котором преобладают
логические
задачи,
ведущие
к
познанию
закономерностей, простых алгоритмов.
Педагогическая
целесообразность
Программы
Из многолетнего опыта работы с детьми по
формированию
элементарных
математических
представлений,
стало понятно, что стандартных
наборов
и способов передачи информации
недостаточно для современных детей, так как уровень
умственного развития и потенциал нового поколения
стал намного выше. Предлагаемые способы обучения
дают толчок к развитию детского интеллекта, учат
мыслить нестандартно.
Базовый
Уровень освоения
программы
Цель Программы
Задачи Программы
Осуществление
математической
подготовки
дошкольников
на уровень, достаточный для
успешного усвоения математики в школе.
Образовательные:
формировать необходимый уровень математических
представлений о
натуральном числе и арифметических действиях
(числовая грамотность), величине и
геометрических фигурах.
Развивающие:
- развивать логическое мышление (мыслительные
операции анализ, синтез, сравнение, обобщение,
сериацию, классификацию) и другие психические
процессы (память, восприятие, произвольное
внимание, творческое воображение и т.д.);
- развить личностные качества детей (мотивационную
готовность, нравственные
качества, волю, трудолюбие и т. д.);
- Развить словарь детей через введение в активную
речь математических терминов.
Воспитательные :
- воспитывать ценностное отношение к собственному
труду, труду других людей и его результатам;
Объем и сроки
освоения Программы
Срок реализации
Программы
Объем реализуемой
Программы
Продолжитель
ность занятий
- воспитывать аккуратность при работе с различными
материалами;
- формировать навыки сотрудничества при работе в
коллективе, в команде, малой группе;
- формировать любознательность, познавательную
открытость;
- формировать предпосылки учебной деятельности:
умение и желание трудиться, выполнять задания в
соответствии с инструкцией и поставленной целью,
доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу
Программа
«Математический
калейдоскоп»
рассчитана на 1 год обучения и предназначена для
детей 5 - 6 лет. В кружке должно заниматься не более
15 человек
1 год, 39 недель, 9 месяцев
72 часа. 2 часа в неделю.
С 1.06.2025 года по 30.06.2025 года, в летний период
провидятся с детьми 8 занятий по 30 минут
2 раза в неделю продолжительность 30 минут
при наличии сменной игровой деятельности,
включение динамических пауз (5 - 8 минут).
Занятия включают теоретическую подготовку и
практику. Большая часть занятий отводится на
практическую работу детей.
Язык реализации
Программы
русский
Форма обучения
очная
Для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления с
самостоятельной практической деятельности детей в данной программе используются
основные формы обучения:
Практические занятия;
Игровые формы организации занятий;
Для реализации программы на занятиях используются следующие педагогические
методы обучения:
Объяснительно - Рассказ; беседа; работа с литературой; просмотр фильмов;
иллюстративный демонстрация опыта; и др. Назначение метода – организация
усвоения информации обучаемым путём сообщения им учебного
материала и объяснение его успешного восприятия.
Объяснительно - иллюстративный метод – один из наиболее
экономных способов передачи обучаемым обобщённого и
систематизированного опыта человечества.
Репродуктивный
Практический
Креативный
Практические
упражнения
и
задания;
алгоритмы;
программирование. Основное назначение опыта – формирование
навыков и умений использования и применения научных знаний.
Суть метода состоит в повторении (многократном) способа
деятельности по заданию педагога. Деятельность педагога
заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность
воспитанника – в выполнении действий по образцу.
Использование детьми на практике полученных знаний и
увиденных приемов работы.
Творческое задание. Сущность метода – обеспечение
организаций поисковой творческой деятельности обучающихся
по решению новых для них проблем.
Игровой
Использование сюжета игр, персонажей для обыгрывания
сюжета. Используется при реализации программы в следующих
случаях:в качестве самостоятельных технологий для освоения
понятия, темы, раздела учебного предмета; в качестве занятия
или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения,
контроля); в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и
усвоение общественного опыта, в котором складываются и
совершенствуется самоуправление поведением).
Частично поисковый или
эвристический
Эвристическая беседа; случайный поиск, организующий
понятия; контрольные вопросы и др
Основное назначение метода – постепенная подготовка
обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.
Критерии и показатели результатов программы:
Образовательный:
Качество усвоения;
Социологический:
Умение строить отношения в коллективе;
Индивидуально - личностные:
уровень мышления, воли, эмоциональной сферы;
степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать,
принимать и понимать других, степень реализации индивидуальных
возможностей, терпимость и лояльность.
Воспитанности:
сформированность качеств: ответственность, отношение к друзьям, учебе,
дисциплинированность;
Психологического комфорта:
степень уверенности;
эмоциональное состояние;
межличностные отношения.
Предполагаемы результаты:
Образовательный
блок
-числа от 1 до 10 и их графическое изображение;
- порядковый и обратный счет в пределах 10;
- предшествующее число, последующее, числа-соседи,
предпоследнее, последнее;
- состав чисел от 2 до 10;
- счет в пределах 20 без операций над ними.
- знаки (+), (-), (=), (>), (<), неравно.
простейшие геометрические понятия:
точка, луч, угол, отрезок, прямая,
горизонтальные и вертикальные линии;
- практическое использование линейки для измерения
длин, сторон и начертания
отрезков в сантиметрах;
- понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше,
близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;
- геометрические фигуры: плоские - треугольник, круг,
квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник; объемные
– куб, кирпичик, пирамида, шар, пластина;
- вершины, стороны, углы фигур;
- основные цвета и их оттенки;
- названия сторон и углов клетки;
- строчку и столбик в тетради в клеточку (0,7);
- предлоги: в, на, под, за, перед, между, от, к;
- временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
названия дней недели; месяцев и времен года.
К концу года дети будут уметь:
- считать от 1 до10 и от 10 до 1;
- находить и сравнивать числа – соседи;
решать простейшие арифметические задачи, используя
знаки (+), ( -), (=)
- находить недостающий или «четвертый лишний»
предмет;
- изменять геометрические фигуры по 1 -2 признакам;
- подбирать и группировать предметы по 2-3 признакам;
- ориентироваться на листе, в тетради в клетку (0.7);
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться во времени (время суток, дни недели,
месяцы;
- правильно использовать предлоги: в, на, над, под, за,
перед, между, от, к;
- сравнивать предметы по различным признакам: размер,
форма, высота, длина,
ширина, толщина;
- использовать линейку для измерения длины, высоты,
ширины предметов;
- измерять длину отрезков, записывать их значение в
сантиметрах;
- исовать узоры (на слух) в тетрадях;
- срисовывать и дорисовывать различные предметы по
точкам и по клеточкам;
- логически формулировать ответы;
- продолжать логический ряд фигур и предметов;
решать математические загадки, ребусы, головоломки.
К концу года дети будут уметь:
У ребенка будут сформированы:
устойчивый интерес к математике; активность через
индивидуальное раскрытие способностей;
познавательный интерес и любознательность;
элементарные умения получать и нформацию о новом
объекте в процессе его исследования; способность
выделять разнообразные свойства предметов (цвет,
величина, форма, расположение в пространстве и тд);
навыки счета.
У ребенка будут развиты:
трудолюбие, аккуратность в работе и бережное
отношение к материалам, используемым в работе;
Навыки культуры общения, социально -коммуникативные
навыки и умения общения с взрослыми и сверстниками.
Развивающий блок
Сводный учебный план
№
п\п
Количество
часов
Наименование раздела, тема
1.
Вводное занятие. Правила техники безопасности
2.
Количество и счет
3.
Величина
4.
Ориентировка в пространстве
5.
Ориентировка во времени
6.
Простейшие геометрические представления
1
17
7
10
10
6
7.
Геометрические фигуры
8.
Графические работы
9.
Логические задачи
7
7
7
ИТОГО
72
Учебный план
№
п/п
Тема занятий
Количество занятий
всего
теория практика
1
0,5
0,5
2
Вводное занятие. Правила
техники безопасности
Количество и счет
17
1,5
15,5
3
Величина
7
1,5
5,5
4
Ориентировка в пространстве
10
1,5
8,5
5
Ориентировка во времени
10
2
8
6
Простейшие геометрические
представления
6
2
4
7
Геометрические фигуры
7
1
6
8
Графические работы
7
1
6
9
Логические задачи
7
1
6
1
ВСЕГО ЧАСОВ
72
12
60
Формы
контроля,
аттестации
Вопросы
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Вопросы
Педагогическое
наблюдение.
Вопросы
Педагогическое
наблюдение.
Моделирование
Педагогическое
наблюдение.
Моделирование
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Летний период с 1.06 по 30.06.2026 года
№
п/п
1
Тема занятий
Количество занятий
всего теория практика
1
1
Количество и счет
2
Величина
1
0,25
0,75
3
Ориентировка в пространстве
1
0,25
0,75
4
Ориентировка во времени
1
0,25
0,75
5
Геометрические фигуры
1
0,25
0,75
6
Простейшие геометрические
представления
1
0,25
0,75
7
Графические работы
1
1
1
1
Квест - игра «В поисках королевы
Математики»
ВСЕГО ЧАСОВ
8
8
1,25
Формы контроля,
аттестации
Педагогическое
наблюдение
Вопросы
Педагогическое
наблюдение.
Вопросы
Педагогическое
наблюдение.
Моделирование
Педагогическое
наблюдение.
Моделирование
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
6,75
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с кружком. Правила техники безопасности. Просмотр мультфильма
«В стране невыученных уроков».
Практика: Игра на знакомство «Снежный ком».
Тема 2. Входная диагностика.
Тема 3. Количество и счет. Величина.
Теория: Цифра 1. Величины: большой, поменьше, маленький.
Практика: Логическая задача на соединение рисунков.
Тема 4. Количество и счет. Ориентировка в пространстве
Теория: Число и цифра 2. Знаки «+», «=». Ориентировка на листе бумаги.
Практика: Пальчиковая гимнастика. Соотнесение формы предмета с геометрической
фигурой. Ориентировка на листе бумаги.
Тема 5. Количество и счет
Теория: Числа и цифры 1,2,3, соотнесение количества предметов с цифрой. Величина:
большой, поменьше, самый маленький.
Практика: Пальчиковая гимнастика. Выкладывание квадрата из счётных палочек. Работа
в тетради в клетку.
Тема 6. Игротека
Теория: Практика: Игры по пройденным темам .
Тема 7. Количество и счет.
Теория: Независимость числа от величины предметов. Состав числа 5 из двух меньших.
Знаки «+», «=»
Практика: Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. Цифровой домик. Решение
примеров.
Тема 8. Количество и счет. Величина. Логические задачи.
Теория: Сложение числа 6 из двух меньших. Величина: длинный, короче, еще короче,
самый короткий.
Практика: Логические задачи: сравнение, установление последовательности.
Тема 9. Количество и счет. Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве.
Теория: .Числа и цифры 4,5,6. Знаки «<»,«>», «=». Независимость
числа от расположения предметов. Квадрат, треугольник.
Практика: Решение элементарных примеров. Соотнесение формы предмета с
геометрической фигурой. Выкладывание геометрических фигур из синельной проволоки.
Ориентировка на листе бумаги
Тема 10. Викторина.
Теория: Практика: Викторина по пройденным материалам.
Тема 11. Количество и счет.
Теория: Числа и цифры 4,5,6. Установление соответствия между
числом, цифрой и количеством предметов.
Практика: Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. Загадки.
Тема 12. Количество и счет. Геометрические фигуры. Логические задачи.
Теория: Числа и цифры 1,2,3,4,5,0. Знак «-».
Практика: Пальчиковая гимнастика. Дорисовывание геометрических фигур. Решение
элементарных примеров.
Тема 13. Количество и счет. Ориентировка в пространстве.
Теория: Числа и цифры 0,4,5,6. Решение задачи. Установление равенства между двумя
группами предметов. Соотнесение количества предметов с цифрой.
Знаки «-«,«<»,«>». Слева, справа, впереди, сзади.
Практика: Решение задач. Театр на фланелеграфе «В лесу».
Тема 14. Количество и счет. Величина.
Теория: Знакомство с цифрой 7; понятиями «Часть» и «Целое»
Практика: Пальчиковая гимнастика. Математические загадки. Выкладывание
прямоугольника из счётных палочек и синельной проволоки. Деление квадрата на 2,4 части.
Работа в тетради.
Тема 15. Количество и счет. Ориентировка во времени.
Теория: Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7. Состав числа 7 из двух меньших. Дни недели.
Знакомство с месяцами: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Практика: «Цифровой домик». Д/и «Неделя, стройся»
Тема 16. Игротека
Теория: Практика Дидактические, логические игры.
Тема 17. Количество и счет. Ориентировка во времени.
Теория: Знакомство с цифрой 8; повторить осенние месяцы.
Практика: Работа в тетрадях. Выкладывание цифр из синельной проволоки.
Тема 18. Ориентировка в пространстве
Теория: Практика: Экскурсия по детскому саду.
Тема 19. Количество и счет. Величина.
Теория: Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух меньших. Знакомство с способом
деления предмета на 4 части.
Практика: «Цифровой домик». Д/упражнения на деление предмета на части и
раскладывание предметов по величине.
Тема 20. Количество и счет. Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве
Теория: Решение примеров на сложение и вычитание. Овал. Положение предмета по
отношению к себе и другому лицу.
Практика: Игра м/подвижности «Зеркало». Решение примеров. Выкладывание овала из
синельной проволоки, вырезание овала из бумаги.
Тема 21. Количество и счет. Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве.
Теория: Закрепление порядкового счета в пределах 8. Знаки «<»,«>». Порядковый счёт.
Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг.
Практика: Порядковый счет. Выкладывание из счетных палочек и рисование на манке
геометрических фигур. Д/игры по теме.
Тема 22. Количество и счет. Величина. Ориентировка во времени.
Теория: Знакомство с цифрой 9, месяцем - декабрь. Повторение дней недели. Декабрь.
Практика: Работа в тетради. Д/игры по теме.
Тема 23. Количество и счёт. Величина.
Теория: Порядковый счёт. Сравнение смежных чисел. Величина: часть и целое.
Практика: Работа в тетрадях. Игра «Сложи квадрат», «Подели квадрат» (из конструктора
«Лего»
Тема 24. Квест - игра «В стране потерянных цифр»
Теория: Практика: Квест - игра «В стране потерянных цифр»
Тема 25. Повторение пройденного
Теория: Практика: Выполнение работы по пройденному материалу.
Тема 26. Количество и счет. Геометрические фигуры. Логические задачи.
Теория: Знакомство с числом 10. Знакомство с трапецией.
Практика: Выкладывание из счётных палочек трапеции, лодки. Работа в тетради в клетку.
Логическая задача: различия в двух похожих рисунках.
Тема 27. Количество и счет. Геометрические фигуры. Логические задачи.
Теория: Порядковый счёт. Сложение числа 10 из двух меньших. Сравнение смежных
чисел. Круг, трапеция, треугольник, квадрат.
Практика: Цифровой домик. Решение примеров и задач. Логическая задача: дорисовка
геометрических фигур.
Тема 28. Ориентировка в пространстве.
Теория: Ориентировка на листе бумаги.
Практика: Графический диктант.
Тема 29. Количество и счет. Ориентировка во времени и в пространстве.
Теория: Знаки «+»,«-». Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки «+»,
«-». Повторить месяцы. Ознакомление с названием месяца – январь. Ориентировка на
листе бумаги
Практика: Решение элементарных задач. Графический диктант.
Тема 30. Ориентировка во времени. Геометрические фигуры.
Теория: Повторение понятий: сегодня, вчера, завтра; дней недели; время суток. Работа с
линейкой.
Практика: Измерение геометрических фигур линейкой. Д/и «Найди отличия», «Что
сначала, что потом»,
Тема 31. Количество и счет. Ориентировка в пространстве.
Теория: Объяснение понятий: больше, меньше, одинаковое количество; равенство,
неравенство.
Практика: Практическая работа по теме «Количество и счет». Д/игра «Где находится
мяч?»
Тема 32. Логические задачи.
Теория: Объяснение.
Практика: Решение логических задач «Найди отличия», «Рамки - вкладыши Монтессори»,
«Сложи квадрат»
Тема 33. Количество и счет.
Теория: Решение задач на сложение и вычитание. Порядковый счёт. Работа со счётными
палочками.
Практика: Элементы с/ролевой игры «Магазин». Решение задач. Работа со счетными
палочками.
Тема 34. Количество и счет.
Теория: Решение примеров на сложение и вычитание. Составление
числа из двух меньших.
Практика: Решение примеров. Д/у «Найди ошибку», Д/и «Назови соседа». Цифровой
домик.
Тема 35. Количество и счет. Ориентировка во времени.
Теория: Установление соответствия между цифрой и количеством
предметов. Знаки «<», «>». Дни недели. Февраль.
Практика: Выполнение заданий по теме.
Тема 36. Количество и счет. Ориентировка во времени. Геометрические фигуры.
Теория: Решение задач на сложение и вычитание. Ознакомление с названием месяца –
март. Четырехугольник, шестиугольник.
Практика: Решение задач на сложение и вычитание. Логическая задача «Дорисуй
фигуру». Выкладывание геометрических фигур из синельной проволоки.
Тема 37. Количество и счет. Величина. Ориентировка во времени.
Теория: Решение задачи на вычитание. Установление соответствия между числом и
цифрой. Величина: большой, поменьше, самый меленький. Части суток. Зимние
месяцы.
Практика: Решение задач на сложение и вычитание. Д/у «Кто в домике живет?», «Что
сначала, что потом?», «Рассели животных». Работа в тетради.
Тема 38. «Занимательная математика».
Теория: Практика: Решение задач - шуток, ребусов, кроссвордов, головоломок.
Тема 38. Количество и счет. Ориентировка во времени.
Теория: Отгадывание загадок. Порядковый счёт. Дни недели. Времена года.
Практика: Решение задач. Отгадывание загадок. Д/игры «Неделя, стройся!», «Разложи по
порядку», «Ошибки художника».
Тема 39. Количество и счет. Геометрические фигуры.
Теория: Решение математической загадки. Сложение числа 10 из двух меньших.
Классификация геометрических фигур по 2 признакам.
Практика: Решение математических загадок. Цифровой домик. Работа в тетради.
Классификация геометрических фигур по 2 признакам.
Тема 40. Геометрические фигуры. Простейшие геометрические представления.
Теория: Знакомство с понятием «точка», «луч»
Практика: Работа в тетради. Классификация геометрических фигур по 2 признакам.
Рисование геометрических фигур на манке.
Тема 41. Количество и счет. Геометрические фигуры. Ориентировка во времени.
Теория: Знакомство с названием месяца «апрель».
Практика: Решение задач на сложение и вычитание. Логическая задача: дорисовка
геометрических фигур. Д/у «Когда это бывает?»
Тема 42. Графические работы.
Теория: Практика: Штриховка, закрашивание.
Тема 43. Количество и счет. Графические работы.
Теория: Прямой, обратный, порядковый счет.
Практика: Решение математической загадки. Рисование предметов из заданных фигур.
Тема 44. Простейшие геометрические представления. Логические задачи.
Теория: Угол. Группировка предметов по двум признакам.
Практика: Дорисовка предметов. Д/и «Волшебный сундучок».
Тема 45. Графические работы. Ориентировка в пространстве.
Теория: Практика: Графический диктант. Д/игра «Где спряталась матрешка».
Тема 46. Игротека.
Теория: Практика: Дидактические игры на классификацию, сериацию, закрепление состава числа.
Тема 47. Количество и счет. Ориентировка в пространстве.
Теория: Практика: Решение примеров и задач. Д/у «Найди и принеси».
Тема 48. Величина. Простейшие геометрические представления.
Теория: Классификация предметов по величине. Закрепление понятий «точка, луч, угол»
Практика: Д/игра «Рассмотри и разложи». П/игра «Группа, стройся». Работа в тетради.
Тема 49. Ориентировка во времени. Геометрические фигуры
Теория: -.
Практика: Закрепить части суток, дни недели. Повторить название месяцев. Познакомить
с весенними месяцами: март, апрель, май.
Рисование геометрических фигур на песочном столе. Дорисовка геометрических фигур.
Классификация геометрических фигур по двум признакам.
Тема 50. Простейшие геометрические представления.
Теория: «Отрезок», «горизонтальная» линия.
Практика: Работа в тетрадях. Д/упражнение «Назови предмет»
Тема 51. Количество и счет.
Теория: объяснение по теме
Практика: С/ролевая игра «Магазин»
Тема 52. Ориентировка в пространстве.
Теория: Ориентировка по словесной инструкции.
Практика: Отработка умения работать по словесной инструкции.
Тема 53. Количество и счет. Обобщение значений.
Теория: Обобщение значений.
Практика: работа в тетради. Д/у «Найди и назови»
Тема 54. Величина.
Теория: Изменение предметов линейкой. Работа над с понятием «Части».
Практика: практическая работа. Д/игра «Разрезные картинки».
Тема 55. Количество и счет.
Теория:Практика: решение примеров и задач
Тема 56. Количество и счет. Графические работы
Теория: Знаки «<»,«>», «=»
Практика: работа в тетради. Графический диктант.
Тема 57. Простейшие геометрические представления. Логические задачи
Теория: Горизонтальная, вертикальная линия. Связь и закономерность.
Практика: работа в тетради. Д/игра «Что лишнее?», «Бусы».
Тема 58. Количество и счет. Ориентировка во времени.
Теория: Преобразование неравенства в равенство Понятия: вчера, сегодня, завтра,
послезавтра.
Практика: Работа с раздаточным материалом. Работа с отрывным календарём. Д/игра
«Назови соседей».
Тема 59. Величина. Ориентировка в пространстве.
Теория: Сравнение предметов методом наложения и приложения. Закрепление понятий
«высоко», «низко», «далеко», «близко».
Практика: Д/ игра «Подбери ленточку». «Бусы», «Самолёты».
Тема 60. Геометрические фигуры. Графические работы.
Теория: Практика: Рисование, выкладывание из природного материалов геометрических фигур.
Графический диктант.
Тема 61. Игротека.
Теория:
Практика: Игры на пройденный материал.
Тема 62. Простейшие геометрические представления. Ориентировка во времени
Теория: вертикальная линия, горизонтальная линия, ломаная линия. Знакомство с часами.
Практика: практические действия с палкой (поставь, положи, поломай...). Работа в тетради.
Работа с макетом часов.
Тема 63. Геометрические фигуры. Количество и счет.
Теория: Геометрические тела. Задачи. Примеры.
Практика: Работа с демонстрационным материалом. Д/игра «Угадай на ощупь». Решение
задач и примеров.
Тема 64. Графические навыки. Логические задачи.
Теория:
Практика: Закрашивание, штриховка. Решение логических задач.
Тема 65. Геометрические тела. Ориентировка во времени.
Теория: Геометрические тела. Знакомство с часами. Закрепить названия месяцев года.
Практика: Работа с раздоточным материалом. Д/игра «Тени». Работа с макетом часов и
макетом «Времена года».
Тема 66. Простейшие геометрические представления.
Теория: вертикальная линия, горизонтальная линия, ломаная линия, отрезок, луч, точка.
Практика: Работа в тетради. Д/игра «Назови и расскажи»
Тема 67. Ориентировка в пространстве.
Теория: ориентировка по словесной инструкции и по плану.
Практика: Экскурсия по территории детского сада.
Тема 68. Геометрические фигуры.
Теория: Сравнение объёмных фигур с плоскостными фигурами.
Практика: Д/игры «Тени», «Найди похожий предмет». Выкладывание геометрических
фигур из синельной проволоки.
Тема 69. Величина.
Теория: Часть предмета. Длина, высота, ширина предмета.
Практика: Работа с раздаточным материалом. Практические действия по измерению
предмета.
Тема 70. Количество и счет.
Теория: Знаки +, -, =, <,>,.
Практика: Решение примеров и задач.
Тема 71. Графические работы
Теория: Практика: штриховка, раскрашивание, графический диктант.
Тема 72. Открытое занятие.
Теория:
Практика: практическая работа по итогам изученного материала.
Летний период с 1.06 по 30.06.2026 года
Занятие 1. Количество и счет.
Теория:
Практика: Решение примеров и задач; равенство - неравенство.
Занятие 2. Величина.
Теория: Целое, часть, работа с линейкой.
Практика: д/игра «Разрезные картинки», «Волшебный квадрат», рамки - вкладыши
«Монтессори». Работа в тетради.
Занятие 3. Ориентировка в пространстве.
Теория: Ориентировка по словесной инструкции. Ориентировка на листе бумаги.
Практика: Д/ игры «Найди и принеси», «Где спряталась матрешка». Срисовывание по
клеткам.
Занятие 4. Ориентировка во времени.
Теория: понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, давно, медленно.
Практика: Д/игра «Что сначала, что потом», игровизор.
Занятие 5. Геометрические фигуры
Теория: шар, куб, конус, призма,цилиндр,
Практика: осязательно - двигательные обследования, конструирование из бумаги.
Занятие 6. Простейшие геометрические представления.
Теория: Точка, луч, отрезок, прямая линия, ломаная линия.
Практика: работа в тетрадях
Занятие 7. Графические работы.
Теория:
Практика: Штриховка. Графический диктант. Дорисовка.
Занятие 8.
Теория:
Практика: Квест - игра «В поисках королевы Математики».
Методическое обеспечение программы
1 Раздел «Количество и счет».
Методы обучения:
Объяснительно - иллюстративный;
Игровой;
Частично - поисковый или эвристический;
Репродуктивный;
Практический
2 Раздел «Величина».
Методы обучения:
Объяснительно - иллюстративный;
Игровой;
Репродуктивный;
Практический.
3 Раздел «Ориентировка во времени».
Методы обучения:
Объяснительно - иллюстративный;
Креативный
Игровой;
Частично - поисковый или эвристический;
Практический.
4 Раздел «Ориентировка в пространстве».
Методы обучения:
Объяснительно - иллюстративный;
Креативный
Частично - поисковый или эвристический
Игровой;
Практический.
5 Раздел «Простейшие геометрические представления».
Методы обучения:
Объяснительно - иллюстративный;
Игровой;
Практический;
Креативный.
6 Раздел «Геометрические фигуры».
Методы обучения:
Объяснительно - иллюстративный;
Игровой;
Исследование;
Креативный;
Частично - поисковый или эвристический;
Практический.
7 Раздел «Графические работы».
Методы обучения:
Объяснительно - иллюстративный;
Игровой;
Наглядный;
Репродуктивный;
Практический.
9 Раздел «Логические задачи».
Методы обучения:
Объяснительно - иллюстративный;
Игровой;
Наглядный;
Кретивный;
Практический.
Методические материалы
№ п/п
1
1
2
3
Наименование элементов перечня
Наглядные пособия
Карточки, схемы, таблицы, образцы
Дидактические материалы
Наборы сюжетных и предметных картинок.
Макеты часов, времен года
Дидактические игры
Литература
1
Зайцев В.В. «Математика для детей дошкольного возраста», М. 2001
2
Косицина М.А., Смирнова В.А. «Дошкольная математика», М. 2001
3
Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. «Математика до школы», С - Пб. 2002
4
Михайлова З.А., Камышин Н.С. «Математика от 3 до 7»
5
6
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников», С - Пб.
2004
Попова Г.П., Усачева В.И. «Занимательная математика», Волгоград, 2007.
7
Фиднер М. «Математика уже в детском саду»,М., Просвещение, 1991
Условия реализации программы
1
2
3
4
5
6
7
8
19
10
11
1
2
3
4
5
1
2
3
Инструменты и приспособления
Набор геометрических фигур
Набор геометрических тел
Игры Никитина «Сложи квадрат», «Дроби»
Счетные палочки, линейки, весы, мерные стаканы, набор игрушек
Синельная проволока
Конструкторы Лего
Рамки - вкладыши Монтессори
Арифметическое домино
Раздаточный материал
Дидактические игры, карты, планы, схемы.
Рабочие тетради
Демонстрационный материал
Наглядные пособия
Цветные иллюстрации
Фотографии
Образцы
Необходимая литература
Техническая оснащённость
Музыкальная колонка
Флешка с записями (познавательная информация, музыка)
Демонстрационная магнитная - маркерная доска
Кадровое обеспечение программы.
Реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного
образования, имеющий
образование соответствующего направления и
отвечающий
квалификационным
требованиям,
указанным
в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональном стандарте
педагога дополнительного образования детей и взрослых.
Информационное обеспечение
Нормативно-правовые документы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 -марта
2022 года № 678-р;
Изменения, внесённые в Концепцию развития дополнительного образования детей
до 2030 года, утверждённые распоряжением Правительства Российской Федерации
от 15 мая 2023 года №1230-р
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля 2022года года
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно - эпидемиологических
правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на
21 марта 2022 года).
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.02.2022 №4
«О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20
«Профилактика новой коронавирусной инфекции (covid-19)», утверждённые
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с 06.02.2022 г.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением
Главного государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года,
«Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
Устав
Муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида № 9 «Казачата»
ст Луковской Моздокского района РСО - Алания, утвержден Постановлением Главы
АМС Моздокского района №2-Р от 14.02.2020г
Оценочные материалы
Критерии оценки результативности определяются в соответствии с реализуемой
дополнительной программой «Математический калейдоскоп». При реализации
программы используются четыре вида контроля: входящий, текущий,
промежуточный, итоговый.
Входящий контроль – это оценка
начального уровня образовательных
возможностей детей при поступлении в кружок.
Текущий контроль – это оценка уровня и качества освоения тем и разделов
программы и личностных качеств обучающихся в кружке; осуществляется на
занятиях в течение всего учебного года.
Промежуточный контроль –это оценка уровня и качества освоения детьми
дополнительной образовательной программы по итогам полугодия и учебного года.
Осуществляется в декабре и мае каждого учебного года.
Итоговый контроль результативности освоения дополнительной образовательной
программы – это оценка уровня и качества освоения детьми дополнительных
образовательных программ по мере окончания освоения дополнительной
При определении уровня освоения предметных знаний, умений, навыков
теоретической подготовки обучающихся используются критерии специальных
(предметных) способностей (критерии оценки результативности):
- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объем знаний
(80%-100%), предусмотренных программой за конкретный период. специальные
термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень - у обучающегося объем усвоенных знаний составляет
50%-70% , сочетает специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объема знаний,
предусмотренных программой, обучающийся избегает употреблять специальные
термины.
При определении уровня освоения предметных знаний, умений,
навыков практической подготовки обучающихся используются критерии
специальных (предметных) способностей результативности):
- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объем знаний
(80% -100%), предусмотренных программой за конкретный период, работает
с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей,
выполняет практические задания с элементами творчества;
- средний уровень - у обучающегося объем усвоенных знаний составляет
50%-70%, работает с оборудованием с помощью педагога, в основном
выполняет задания с помощью образца;
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объема знаний,
предусмотренных программой, обучающийся
затруднения при работе с оборудованием, ребенок в состоянии выполнить
лишь простейшие практические задания педагога.
При определении уровня освоения учебно-организационных умений и
навыков обучающихся используются следующие критерии:
- высокий уровень - обучающийся освоил практически весь объем умений
(80% -100%), предусмотренных программой за конкретный период (умеет
организовать свое рабочее место, умеет планировать работу, распределят свое
рабочее время, умеет аккуратно, ответственно выполнять работу,
соблюдает в процессе работы правила техники безопасности);
- средний уровень - у обучающегося объем усвоенных умений составляет
50%-70%, работает с оборудованием с помощью педагога, в основном
выполняет задания с помощью образца;
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объема умений,
предусмотренных программой, обучающийся затруднения при работе с оборудованием,
ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога.
Для внесения в журнал сведений о результатах контроля используются
следующие обозначения:
3 балла – высокий уровень;
2 балла – средний уровень;
1 балл – низкий уровень.
№
п/п
ФИ
ребенка
Составляет
из палочек
различные
картинки.
Умеет
соотносить
цвет и
число и,
наоборот,
число и
цвет.
Умееет устанавли
вать
пространственные
отношения (левоправо, на, под, за,
перед, в центре);
называет части
суток, дни
недели, времена
Умеет составлять
геометрические
фигуры из
палочек; знает
названия
геометрических
фигур
(треугольник,
ромб,
прямоугольник,
трапеция,
четырехугольник)
Считает в пределах 10
в прямом и обратном
порядке;устанавливать
отношения (больше,
меньше, столько же) в
группах не менее 10
предметов
Различает количественный и порядковый
счет, правильно
отвечает на вопросы:
сколько, который по
счету
Знает
цифры от
1 -10;
знает
способ
образова
ния
числового
ряда 1-10
года
в
1
2
3
4
5
и
в
и
в
и
в
и
в
и
Умеет измерять
длину
предметов
непосредственно
и с помощью
мерки, линейки,
Располагать
пред-меты в
порядке
увеличения и в
порядке их
уменьшения
длины, ширины,
высоты.
в
и
Умеет
сравнивать
предметы и
использовать в
речи результаты
сравнения,
признаки
сходства и
различия по
цвету, форме и
размеру;словами
выражать
местонахождение
предмета и
ориентироваться
на листе бумаги.
в
и
Итоговый
показатель
(среднее
значение)
в
и