Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АБВГДейка» программа по подготовке детей 6 - 7 лет к
школе, которая имеет
социально - гуманитарную направленность, затрагивающая образовательные области
познавательного и речевого развития. Обучение в школе – это переломный момент в
жизни ребенка. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования.
Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения,
у него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как
основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и
познавательные сферы психических функций.С него начинается новый этап в его
развитии. Меняются образ жизни ребенка, условия его деятельности, взаимоотношения
со сверстниками и взрослыми. И очень часто причиной неуспеваемости, повышенной
тревожности и школьных неврозов является неготовность ребенка к систематическому
школьному труду. Для того чтобы снизить уровень трудностей адаптационного
периода, необходимо изменить целевые ориентиры образовательной деятельности в
процессе дошкольной подготовки. А это значит, что для успешного обучения детей в
школе
важна,
как:
- психологическая готовность ребенка (познавательный интерес, определенный уровень
развития мышления, внимания, памяти, речи, коммуникативных и творческих
способностей, навыков самоконтроля), так и содержательная - по основным
дисциплинам
(математика,
обучение
грамоте
и
др.);
- эмоционально-волевая готовность — адекватное ситуации эмоциональное
реагирование, определенный уровень произвольности психических процессов
(способность выполнять работу по инструкции и образцу, умение управлять собой,
вести
себя
в
соответствии
с
ситуацией);
- личностная готовность — понимание новой социальной позиции, наличие мотивов
для учения, желание учиться, интерес к учебным занятиям, умение ориентироваться на
заданную систему требований, правил поведения, способность работать в группе
сверстников
и
устанавливать
контакт
с
взрослыми.
Программа позволяет не только обеспечить количество определенных представлений у
дошкольника при подготовке к школе, но и сформировать у них качественные
мыслительные способности, а также подготовить его к новой социальной роли
школьника. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения
в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных
превращаются в произвольные, и поэтому становится возможным формирование
предпосылок будущей учебной деятельности детей, а главное – формирование
психологической готовности к обучению – интереса и потребности в познании нового,
трудолюбия, способности к волевым усилиям.
Направленность
Программы
Адресат программы
Социально - гуманитарная
Актуальность
Программы:
Актуальность Программы заключается в том, что она
составлена с учетом современных требований.
Разнообразные формы и приемы, являющиеся
основой программы, помогут детям сформировать
Дети 6 - 7 лет
Отличительные
особенности
Программы
Новизна Программы
Педагогическая
целесообразность
Программы
Уровень освоения
программы
Цель Программы
Задачи Программы
мыслительные операции, научат понимать и
выполнять учебную задачу, овладеть навыками
речевого общения. Интелектуальная и речевая
готовность ребенка (наряду с эмоциональной
психологической
готовностью)
является
приорететной для успешного обучения, успешного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Отличительной особенностью данной программы
является то, что она представляет собой систему
подготовки,
основой
которой
является
интегрированный курс, объединяющий все основные
направления, развивающие необходимые качества,
навыки, стимулирующие познавательные интересы.
Новизна Программы заключается в комплексном
содержании
занятий.
Содержание
материала
подчиняется
общедоступности,
учитывает
особенности психологии и физиологии современного
дошкольника.
Программа предусматривает развитие психических
процоссов: умение мыслить логически, способность
действовать в уме, запоминать, развиваются внимание
и воображение. Овладев перечисленными качествами,
ребенок станет более внимательным, научится
мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент
сконцентрироваться на сути проблемы.
Базовый
формирование мотивации ребенка дошкольного
возраста к изучению мира звуков и букв, интереса к
чтению через развитие соответствующих навыков
слогового чтения.
Образовательные:
- формировать умения проводить звукобуквенный
анализ: учить делить слова на слоги; различать звуки
(гласные и согласные, твердые и мягкие согласные,
звонкие и глухие согласные); соотносить звук и
букву; определять ударный слог; составлять
предложение из двух, трех, четырех слов.
- формировать выразительности речи: умение
пользоваться высотой и силой голоса, темпом и
ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями;
выработка дикции.
- развивать графических навыков с целью подготовки
руки ребенка к письму.
- формировать умения принимать учебную задачу и
решать ее самостоятельно.
- формировать навыки самоконтроля и самооценки
выполненной работы.
Развивающие:
- развивать фонематический слух: способность
дифференцировать звуки; умения
Объем и сроки
освоения Программы
слышать отдельные звуки в словах, определять место
заданного звука в слове; интонационно выделять
звуки
в слове и произносить их изолированно.
- развивать мелкую моторику и зрительно двигательную координацию
- развивать произвольность психических процессов.
- развивать образное и вариативное мышление,
воображение, творческие способности.
- развивать способность к саморегуляции поведения и
проявления волевых усилий.
- развивать мотивацию учения.
- развивать умения планировать свои действия.
Воспитательные :
- положительное отношение к себе и окружающему
миру;
- познавательную и социальную мотивацию;
- инициативность;
- умение концентрировать внимание для выполнения
задания;
- коммуникативные качества;
- самостоятельность.
Программа «АБВГДейка» рассчитана на 1 год
обучения и предназначена для детей 6-7 лет. В кружке
должно заниматься не более 15 человек
Срок реализации
Программы
1 год, 36 недель , 9 месяцев
Объем реализуемой
Программы
72 часа. 2 часа в неделю.
С 1.06.2025 года по 30.06.2025 года, в летний период
провидятся с детьми 8 занятий по 30 минут
2 раза в неделю продолжительность 30 минут
при наличии сменной игровой деятельности,
включение динамических пауз (5 - 8 минут).
Занятия включают теоретическую подготовку и
практику. Большая часть занятий отводится на
практическую работу детей.
Продолжитель
ность занятий
Язык реализации
Программы
русский
Форма обучения
очная
Для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления с
самостоятельной практической деятельности детей в данной программе используются
основные формы обучения:
Интегрированные занятия;
Практические занятия;
Игровые формы организации занятий;
Для реализации программы на занятиях используются следующие педагогические
методы обучения:
Объяснительно - Рассказ; беседа; работа с литературой; просмотр фильмов;
иллюстративный демонстрация опыта; и др. Назначение метода – организация
усвоения информации обучаемым путем сообщения им учебного
материала и объяснение его успешного восприятия.
Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее
экономных способов передачи обучаемым обобщенного и
систематизированного опыта человечества.
Практические
упражнения
и
задания;
алгоритмы;
Репродуктивный
программирование. Основное назначение опыта – формирование
навыков и умений использования и применения научных знаний.
Суть метода состоит в повторении (многократном) способа
деятельности по заданию педагога. Деятельность педагога
заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность
воспитанника – в выполнении действий по образцу.
Использование детьми на практике полученных знаний и
Практический
увиденных приемов работы.
Творческое задание. Сущность метода – обеспечение
Креативный
организаций поисковой творческой деятельности обучающихся
по решению новых для них проблем.
Игровой
Использование сюжета игр, персонажей для обыгрывания
сюжета. Используется при реализации программы в следующих
случаях:в качестве самостоятельных технологий для освоения
понятия, темы, раздела учебного предмета; в качестве занятия
или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения,
контроля); в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и
усвоение общественного опыта, в котором складываются и
совершенствуется самоуправление поведением).
Частично поисковый или
эвристический
Эвристическая беседа; случайный поиск, организующий
понятия; контрольные вопросы и др
Основное назначение метода – постепенная подготовка
обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.
Критерии и показатели результатов программы:
Образовательный:
Качество усвоения;
Социологический:
Умение строить отношения в коллективе;
Индивидуально - личностные:
уровень мышления, воли, эмоциональной сферы;
степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать,
принимать и понимать других, степень реализации индивидуальных
возможностей, терпимость и лояльность.
Воспитанности:
сформированность качеств: ответственность, отношение к друзьям, учебе,
дисциплинированность;
Психологического комфорта:
степень уверенности;
эмоциональное состояние;
межличностные отношения.
Предполагаемы результаты:
Образовательный
блок
Развивающий блок
К концу года дети будут знать:
- буквы русского алфавита.
К концу года дети будут уметь:
понимать и использовать в речи термины «звук»,
«буква»; определять место звука в слове в начале, в
середине и в конце различать гласные, согласные,
твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие
согласные звуки; пользоваться графическим
обозначением звуков (гласные – красный квадрат,
твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные
– зеленый квадрат; соотносить звук и букву;определять
ударный слог, ударную гласную и обозначать
соответствующим значком; проводить звуковой анализ
слов; читать слоги, слова; правильно пользоваться
терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
писать буквы русского алфавита в клетке; читать текст;
писать печатные буквы; ориентироваться на листе
бумаги.
К концу года дети будут уметь:
дифференцировать звуки;
слышать отдельные звуки в словах, определять место
заданного звука в слове; интонационно выделять звуки
в слове и произносить их изолированно.
Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
регулировать поведение и проявлять волевые усилия;
-планировать свои действия.
Сводный учебный план
№
п\п
Количество
часов
1 -й год
Наименование раздела, тема
1.
Неречевые и речевые звуки.
2.
Речевые звуки. Гласные и согласные звуки.
3.
Слоги
4.
Предложение
5.
Гласные звуки. Звук А. Буква А.
6.
Знакомство с разлиновкой тетради в узкую линию с
направляющей. Отработка наклона письма в тетрадях. 3
Штриховка. Обведение элементов букв. Гласные звуки
Гласные звуки. Звук У. Буква У.
1
7.
8.
Гласные звуки. Звук О. Буква О.
9.
Звуковой анализ
10.
Звук М. Буква М.
11.
Звук С. Буква С.
12.
Учимся соединять буквы.
13.
Соединяем буквы, читаем слоги.
14.
Звук Х. Буква Х.
15.
Звук Р. Буква Р.
16.
Звук Ш. Буква Ш.
17.
Гласные звуки. Звук Ы. Буква Ы.
18.
Звук Л. Буква Л.
1
1
2
2
1
1
5
1
1
2
2
1
1
1
1
1
19
Читаем слитно
20
Звук Н. Буква Н.
21
Читаем предложения с изученными буквами.
22
Звук К. Буква К.
23
Чистоговорки. Согласные звуки [н], [к], Буквы Нн,Кк,
24
Звук Т. Буква Т.
25
Гласные звуки. Звук И. Буква И.
26
Звук П. Буква П.
27
Звук З. Буква З.
28
Буквы З-С.
29
Звук Й. Буква Й.
30
Звук Г. Буква Г.
31
Буквы Г-К.
32
Звук В. Буква В.
33
Звук Д. Буква Д.
34
Буквы Д-Т.
35
Звук Б. Буква Б.
36
Звук Ж. Буква Ж.
37
Буквы Ж-З, Ж-Ш.
38
Буква Е.
39
Буква Ь.
40
Буква Я.
41
Читаем текст! Вопросы по тексту.
3
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
42
Буква Ю.
43
Буква Ё.
44
Звук Ч. Буква Ч.
45
Звук Э. Буква Э.
46
Звук Ц. Буква Ц.
47
Звук Ф. Буква Ф.
48
Звук Щ. Буква Щ.
49
Буква Ъ.
50
Слова близкие по смыслу.
51
Слова противоположные по смыслу.
52
Укрепление и развитие артикуляции.
53
Занятие - игра «Путешествие по Букварю».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ИТОГО
72
Учебный план
№
п/п
Тема занятий
Количество занятий
всего теория практика
1
Неречевые и речевые звуки.
1
0,5
0,5
2
1
0,5
0,5
3
Речевые звуки. Гласные и
согласные звуки.
Слоги
2
1
1
4
Предложение
2
0,5
1,5
5
Гласные звуки. Звук А. Буква А.
1
0,5
0,5
6
Знакомство с разлиновкой тетради
3
1
2
Формы
контроля,
аттестации
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение.
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
в узкую линию с направляющей.
Отработка наклона письма в
тетрадях. Штриховка. Обведение
элементов букв.
наблюдение
Анализ работ
Опрос
7
Гласные звуки. Звук У. Буква У.
1
0,5
0,5
8
Гласные звуки. Звук О. Буква О.
1
0,5
0,5
9
Звуковой анализ
5
1,25
3,75
10
Звук М. Буква М.
1
0,5
0,5
11
Звук С. Буква С.
1
0,5
0,5
12
Учимся соединять буквы.
2
1
1
13
Соединяем буквы, читаем слоги.
2
0,5
1,5
14
Звук Х. Буква Х.
1
0,5
0,5
15
Звук Р. Буква Р.
1
0,5
0,5
16
Звук Ш. Буква Ш.
1
0,5
0,5
17
Гласные звуки. Звук Ы. Буква Ы.
1
0,5
0,5
18
Звук Л. Буква Л.
1
0,5
0,5
19
Читаем слитно
3
1
2
20
Звук Н. Буква Н.
1
0,5
0,5
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Вопросы
Педагогическое
наблюдение
Вопросы
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Вопросы
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
21
Читаем предложения с
изученными буквами.
8
2
6
Педагогическое
наблюдение
Вопросы
Педагогическое
наблюдение
22
Звук К. Буква К.
1
0,5
0,5
23
Чистоговорки. Согласные звуки
[н], [к], Буквы Нн,Кк,
1
0,5
0,5
Педагогическое
наблюдение
24
Звук Т. Буква Т.
1
0,5
0,5
Педагогическое
наблюдение
25
Звук И. Буква И.
1
0,5
0,5
26
Звук П. Буква П.
1
0,5
0,5
27
Звук З. Буква З.
1
0,5
0,5
28
Буквы З-С.
1
0,5
0,5
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
29
Звук Й. Буква Й.
1
0,5
0,5
30
Звук Г. Буква Г.
1
0,5
0,5
31
Буквы Г-К.
1
0,5
0,5
Педагогическое
наблюдение
32
Звук В. Буква В.
1
0,5
0,5
Опрос
33
Звук Д. Буква Д.
1
0,5
0,5
Педагогическое
наблюдение
34
Буквы Д-Т.
1
0,5
0,5
35
Буквы Ж-З,
1
0,5
0,5
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение
36
Звук Ж. Буква Ж.
1
0,5
0,5
Педагогическое
наблюдение
37
Буквы Ж-Ш, Ж-Ш
1
0,5
0,5
38
Буква Е.
1
0,5
0,5
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
39
Буква Ь.
1
0,5
0,5
40
Буква Я.
1
0,5
0,5
41
Читаем текст. Вопросы по тексту.
1
0,25
0,75
42
Буква Ю.
1
0,5
0,5
43
Буква Ё.
1
0,5
0,5
44
Звук Ч. Буква Ч.
1
0,5
0,5
45
Звук Э. Буква Э.
1
0,5
0,5
46
Звук Ц. Буква Ц.
1
0,5
0,5
47
Звук Ф. Буква Ф.
1
0,5
0,5
48
Звук Щ. Буква Щ.
1
0,5
0,5
49
Буква Ъ.
1
0,5
0,5
50
Слова близкие по смыслу.
1
0,5
0,5
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
51
Слова
противоположные
по 1
смыслу.
Укрепление
и
развитие 1
0,5
0,5
Опрос
0,5
0,5
Педагогическое
52
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
артикуляции.
наблюдение
Занятие-игра «Путешествие по
Букварю».
Всего часов:
53
1
0,25
72
28,75
0,75
Педагогическое
наблюдение
41,25
Летний период с 1.06 по 30.06.2025 года
№
п/п
Тема занятий
Количество занятий
всего теория практика
Занятие –игра «Путешествие по
букварю».
Читаем слитно
1
0,25
0,75
1
0,25
0,75
2
0,5
1,5
4
Отработка наклона письма в
тетрадях. Штриховка. Обведение
элементов букв.
Звуковой анализ
1
0,25
0,75
5
Читаем предложения
1
0,25
0,75
6
Читаем текст
1
0,25
0,75
1
2
3
Квест - игра «Путешествие по
сказкам»
Всего часов:
7
1
1
8
1,75
Формы
контроля,
аттестации
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
6,25
Содержание программы
1. Неречевые и речевые звуки.
Учить определять источник и направление звука; узнавать и различать неречевые звуки
и звуки человеческой речи; отработать четкое произношение звуков в
звукоподражаниях, рядах слогов, изменяя интонацию, силу и тембр голоса;
формировать правильное физиологическое и речевое дыхание.
2. Речевые звуки. Гласные и согласные звуки.
Закрепление представлений о звуках. Произнесение и распознавание на слух звуков.
Представление о гласных и согласных звуках. Распознавание на слух и выделение
гласных и согласных звуков из слов.
3. Слоги
Дать понятие о слоге, об ударение. Учить делить слова на слоги. Познакомить с
записыванием слогов при помощи схемы, показать условность схематичного
обозначения. Звуковой анализ слова «Дом» обозначать каждый звук серой фишкой.
Рисование прямых горизонтальных линий. Соединение точек, штриховка. Воспитывать
интерес к письму.
4. Предложение
цель: учить детей вычленять предложение из потока речи, познакомить с терминами
«предложение», «слово»; учить называть слова с заданным звуком, произносить четко,
в разном темпе. Развивать умение составлять предложение. Воспитывать усидчивость.
5. Гласные звуки. Буква А а (1 з.)
Знакомство со звуками а, о, и, ы, у, э. Буквы А а.
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение
звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном
тексте. Чтение букв.
6. Знакомство с разлиновкой в тетради в узкую линию с направлячющей.
Отработка наклона письма в тетрадях. Штриховка. Обведение элементов букв.
Выработка правильной осанки. Освоение правил расположения тетради на парте.
Выработка умения держать ручку (карандаш) в руке. Знакомство с разлиновкой
тетради, выделение рабочей строчки. Подготовка руки ребенка к письму (выполнение
упражнений в раскрашивании).
7. Гласные звуки. Буква У у
Закрепить понятия о гласных звуках а, о, и, ы, у, э. Буква У у.
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение
звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном
тексте. Чтение букв.
8. Гласные звуки. Буква О о
Закрепить понятия о гласных звуках а, о, и, ы, у, э. Буква О о.
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение
звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
9. Звуковой анализ слова
«Оса». Использовать синие и красные фишки, замена красной фишки на букву «О» при
обозначении звука в карточке - схеме. Использование схем для звукового анализа слов
и для составления новых слов по заданной схеме. Чтение – пение: «О - О - О». Чтение
слогов ОУ, ОА. Штриховка разными способами
10. Согласные звуки [м] [м`]. Буква М м.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква М м.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова КОТ.
Познакомить с буквой М м и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в
словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в
слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
11. Согласные звуки [с] с`]. Буква С с.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква С с.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СОМ.
Познакомить с буквой С с и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в
словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в
слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
12. Отработка наклона письма в тетрадях. Штриховка. Обведение элементов
букв.
Учить штриховать предметы, развивать глазомер, мелкую моторику. Добиваться
параллейности штрихов.
13. .Звуковой анализ слова «Сани» и «Сима».
Использовать синие, зеленые и красные фишки, замена фишек на буквы в карточке схеме. Использование схем для звукового анализа слов и для составления новых слов
по заданной схеме. Чтение слогов: СА, СУ, СИ, СЫ, СО и маленьких слов: СЫН,СОН,
САНИ, СОК. Рисовать – На что похожа буква «С»
Уточнить артикуляцию звуков; упражнять в звуко-слоговом анализе слов; продолжать
учить определять мягкость и твердость согласных; закреплять образ букв; воспитывать
внимательность, усидчивость.
14. Учимся соединять буквы.
Учить слиянию букв в один слог, учить анализировать прочитанные слоги, узнавать их
на слух количество произнесенных букв.
15.Соединяем буквы, читаем слоги.
Продолжать учить соотносить звук и букву.
16. Согласные звуки [х] х`]. Буква Х х.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Х х.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЕЛ.
Познакомить с буквой Х х и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в
словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в
слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
17. Согласные звуки [р][р`]. Буква Р р.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Р р.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СИЛА.
Познакомить с буквой Р р и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в
словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в
слове.
18. Согласные звуки [ш]. Буква Ш ш.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ш ш.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова НОС.
Познакомить с буквой Ш ш и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в
словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в
слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
19. Соединяем буквы, читаем слоги.
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слов.
20. Гласные звуки [ы]. Буква Ы.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАРШ.
Познакомить с буквой Ы и звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
21. Согласные звуки [л], [л,]. Буква Л л.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Л л.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЫЛО.
Познакомить с буквой Л л и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в
словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов СА-ЛО, САША из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка
графического образа.
Чтение букв и слогов.
22. Чтение Л-Р. (читаем слитно)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЛАСКА.
Чтение слогов, слов со звуками Л и Р, чтение предложений.
23. Предложение
Продожать знакомить с предложением, его признаках, о последовательности
предложений в высказывании; показать, что предложения состоят из слов, познакомить
со схемой предложения, тренировать в составлении простых предложений, учить
определять количество слов в предложении; продолжать учить составлять предложения
по картинке. Развивать слуховое внимание, память.
24. Отработка наклона письма в тетрадях. Штриховка. Обведение элементов
букв.
Учить штриховать предметы, развивать глазомер, мелкую моторику. Добиваться
параллейности штрихов
25. Согласные звуки [н], [н,]. Буква Н н.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Н н.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЗИМА.
Познакомить с буквой Н н и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в
словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛУ-НА из
разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка
графического образа.
Чтение букв и слогов.
26. Закрепление пройденных букв и звуков. (читаем слитно)
Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов
и слов с данными буквами.
27. (Читаем предложения с изученными буквами).
Закрепить понятия об изученных гласных и согласных звуках.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.
28. Согласные звуки [к], [к,]. Буква К к.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква К к.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.
28. Согласные звуки [н], [н,]. Буква Н н.
Познакомить с буквой Н н и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в
словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛУК, РАК из
разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка
графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
29. Чистоговорки. Согласные звуки [н], [к], Буквы Нн,Кк,
Звуковой анализ слова «Ноты» Использовать синие, зеленые и красные фишки, замена
фишек на знакомые буквы при обозначении звука. Использование схем для звукового
анализа слов и для составления новых слов по заданной схеме. Чтение слогов: НА, НУ,
НИ, НЫ, НО.
Штриховка буквы.
Звуковой анализ слова «Кот» и «Кит». Использовать синие, зеленые и красные фишки,
замена фишек на буквы в карточке - схеме. Использование схем для звукового анализа
слов и для составления новых слов по заданной схеме. Чтение слогов: КА, КУ, КИ, КЫ,
КО и маленьких слов: КОТ. Рисовать – На что похожа буква «К»
30. Закрепление пройденных букв и звуков. (читаем предложения с изученными
буквами)
Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов
и слов, предложений с данными буквами.
31. Отработка наклона письма в тетрадях. Штриховка. Обведение элементов
букв.
Учить штриховать предметы, развивать глазомер, мелкую моторику. Добиваться
параллейности штрихов
32. Согласные звуки [т], [т ,]. Буква Т т.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Т т.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЕЛЬ.
Познакомить с буквой Т т и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в
словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов УТКА, КОТ
из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка
графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
33. Гласный звук [и]. Буква И и.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква И и.
Характеристика звука, звуковой анализ слова ЛИСА.
Познакомить с буквой И и, звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
34. Закрепление пройденных букв и звуков. (Читаем предложения с изученными
буквами)
Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов,
слов, предложений с данными буквами.
35. Согласные звуки [п], [п,]. Буква П п.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква П п.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.
Познакомить с буквой П п и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в
словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛАМ-ПА,
ШАП-КА из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов , слов.
36. Согласные звуки [з][з`]. Буква З з.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква З з.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МОРОЗ.
Познакомить с буквой З з и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в
словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в
слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
36. Согласные звуки [з][С]. Буква З з-Сс.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Дифференциация букв З з-Сс.
Характеристика звуков, звуковой анализ слов СУП-ЗУБ.
Выделение звуков в словах, распознавание звуков, соотнесение звуков и букв,
определение места звуков в словах. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
37 . Буква С-З.
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Звуковой анализ слова.
Чтение слогов, слов со звуками С-З, Б-П.
38. Согласный звук [й]. Буква Й.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Й й.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАШИНА.
Познакомить с буквой Й и звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
39. Чтение (Читаем предложения с изученными буквами.)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Звуковой анализ слова.
Чтение слогов, слов со звуками Е. Чтение предложений
40. Согласные звуки [г][г`]. Буква Г г.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Г г.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова КНИГА.
Познакомить с буквой Г г и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в
словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в
слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
41. Буквы Г-К .
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ГАЛКА .
Чтение слогов, слов со звуками С, З, Г, К, чтение предложений.
42. Согласные звуки [в], [в,]. Буква В в.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква В в.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ВАЗА.
Познакомить с буквой В в и звуками, которые она обозначает. Распознавание звука,
соотнесение звука и буквы, печатание слов ВОЗ, ИВА в тетради. Сопоставление буквы
и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
43. Чтение Д-Т, Б-П. (читаем слитно)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Звуковой анализ слова .
Чтение слогов, слов со звуками Д-Т, Б-П. Чтение предложений.
44. Согласные звуки [д], [д,]. Буква Д д.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Д д.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ДЫМ.
Познакомить с буквой Д д и звуками, которые она обозначает. Распознавание звука,
соотнесение звука и буквы, печатание слов ДОМ, Дима в тетради. Сопоставление буквы
и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
45. Чтение Д-Т .
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Подбор слова к звуковой схеме .
Чтение слогов, слов со звуками Д, Т. Чтение предложений.
46. Звуковой анализ слова.
Использование схем для звукового анализа слов и для составления новых слов по
заданной схеме. Продолжать дифференцировать понятия «звук» и «буква». Чтение
слогов и маленьких слов. Воспитывать усидчивость. Характеристика звуков, звуковой
анализ слова МОЛОКО.
47. Согласные звуки [б], [б,]. Буква Б б.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Б б.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЗУБ.
Познакомить с буквой Б б и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в
словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
48. Чтение (Читаем предложения)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Звуковой анализ слова .
Чтение слогов, слов. Чтение предложений
49. Согласные звуки [ж], [ж,]. Буква Ж ж.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ж ж.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МОЛОКО.
Познакомить с буквой Ж ж и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и
буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
50. Чтение Ж-З, Ж-Ш чи
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Звуковой анализ слова .
Чтение слогов, слов со звуками Ж-З,Ж-Ш. Чтение предложений.
51. Звуковой анализ слов. Согласные звуки [м ], [с ]. Буквы Мм,Сс
Познакомить со звуком и буквой «С». Звуковой анализ слова «Сани» и «Сима».
Использовать синие, зеленые и красные фишки, замена фишек на буквы в карточке схеме. Использование схем для звукового анализа слов и для составления новых слов
по заданной схеме. Чтение слогов: СА, СУ, СИ, СЫ, СО и маленьких слов: СЫН,СОН,
САНИ, СОК. Рисовать – На что похожа буква «С»
Уточнить артикуляцию звуков; познакомить с буквой Мм; упражнять в звуко-слоговом
анализе слов; продолжать учить определять мягкость и твердость согласных;
закреплять образ букв; воспитывать внимательность, усидчивость.
52. Гласный звук [е]. Буква Е е.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Е е.
Характеристика звука, звуковой анализ слова ЛЕС.
Познакомить с буквой Е е, звуками, который она обозначает. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
53. Чтение Е (Читаем предложения с изученными буквами.)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Звуковой анализ слова.
Чтение слогов, слов со звуками Е. Чтение предложений
54. Буква Ь.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ь.
Характеристика звука, звуковой анализ слова КОНЬ.
Познакомить с буквой Ь, тем, что она звука не обозначает. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
53.Чтение Ь (Читаем предложения)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Звуковой анализ слова .
Чтение слогов, слов с буквой Ь знак. Чтение предложений
54. Гласный звук [я]. Буква Я я.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Я я.
Характеристика звука, звуковой анализ слова РЕБЯТА.
Познакомить с буквой Я я, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
55. Буква Я
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Звуковой анализ слова.
Чтение слогов, слов со звуками Я. Чтение предложений
56.Читаем текст, вопросы по текту)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Звуковой анализ слова.
Чтение слогов, слов со звуками Я. Чтение предложений
57. Гласный звук [ю]. Буква Ю ю.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Я я.
Характеристика звука.
Познакомить с буквой Ю ю, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и
ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
58. Гласный звук [ё]. Буква Ё ё.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ё ё.
Характеристика звука.
Познакомить с буквой Ё ё, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
59. Читаем предложения с изученными звуками.
60. Согласный звук [ч]. Буква Ч ч.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ч ч.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ОЧКИ.
Познакомить с буквой Ч ч и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и
буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
61 .Чтение Е,Ё,Ч (читаем предложения с изученными буквами)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Звуковой анализ слова .
Чтение слогов, слов со звуками Е,Ё,Ч. Чтение предложений
62. Гласный звук [э]. Буква Э э.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Э э.
Характеристика звука.
Познакомить с буквой Э э, звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
63. Согласный звук [ц]. Буква Ц ц.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ц ц.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СОЛНЦЕ.
Познакомить с буквой Ц ц и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и
буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
64.Чтение Ц-Ч, Ц-С Читаем предложения с изученными буквами
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Звуковой анализ слова .
Чтение слогов, слов со звуками Ц-Ч. Ч-С Чтение предложений
65. Согласный звук [ф]. Буква Ф ф.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ф ф.
Познакомить с буквой Ф ф и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и
буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
Чтение слогов, слов, предложений.
66. Звук Щ, буква Щ
67. Буква Ъ.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ъ.
Характеристика звука, звуковой анализ слова КНИГА.
Познакомить с буквой Ъ, тем, что она звука не обозначает. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
67. Звуковой анализ слова
68. Звуковой анализ слова
69. Слова, близкие по смыслу. Звуковой анализ слов . Чтение слогов и маленьких слов.
Составление предложений (устно, обсуждая совместно).
Использовать схемы.
Рисование – На что похожа буква . Закрепление навыков звукового анализа слова,
подбора слов к схемам, определения места звука в слове. Закрепление понятий: звук,
буква, слово, предложение. Совершенствование навыков чтения слов и слогов,
Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти. воспитание
языкового чутья.
70. Слова, противоположные по смыслу
Развивать пальчиковую моторику, фонематический слух, внимание, память, мышление,
навыки звукового анализа; закрепить навык правильного произношения звуков в
слогах, словах в дидактических играх со словами.
Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти. Воспитывать
доброжелательное отношение друг к другу.
71. Скороговорки. Укрепление и развитие артикуляции
72. Итоговое.
Занятие – игра «Путешествие по букварю.» Характеристика звуков и букв, умение
узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов и слов, предложений.
Летний период с 1.06 по 30.06.2025 года
1. Занятие - игра «Путешествие по букварю» Характеристика звуков и букв, умение
узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов и слов, предложений.
2. Читаем слитно
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАСКА.
3. Отработка наклона письма в тетрадях. Штриховка. Обведение элементов
букв.
Продолжать учить писать элементы букв. Короткая и длинная палочка. Развивать
мелкую моторику, графомоторные навыки.
4. Звуковой анализ слова
Звуковой анализ слова СОТЫ Использовать синие, зеленые и красные фишки, замена
фишек на знакомые буквы при обозначении звука. Использование схем для звукового
анализа слов и для составления новых слов по заданной схеме.
5. Читаем предложение
Чтение предложений из 3-4 слов.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ВЕЛОСИПЕД
6. Отработка наклона письма в тетрадях. Штриховка. Обведение элементов
букв.
Учить писать элементы букв на рабочей строчке. Развивать глазомер.
7. Читаем текст
Читаем текст, отвечаем на вопросы по тексту.
8. Квест - игра «Путешествие по сказкам»
Методическое обеспечение программы
1 Раздел «Звуки гласные и согласные».
Методы обучения:
Объяснительно - иллюстративный;
Игровой.
2 Раздел «Слоги».
Методы обучения:
Объяснительно - иллюстративный;
Игровой;
Практический.
3
Раздел «Предложения».
Методы обучения:
Объяснительно - иллюстративный;
Игровой;
Практический.
4
Раздел «Звуковой анализ слова».
Методы обучения:
Объяснительно - иллюстративный;
Игровой;
Практический.
5
Раздел «Чистоговорки».
Методы обучения:
Объяснительно - иллюстративный;
Игровой;
Репродуктивный;
Практический.
6
Раздел «Подготовка к письму».
Методы обучения:
Объяснительно - иллюстративный;
Игровой;
Репродуктивный;
Креативный
Практический.
Оценочные материалы
Критерии оценки результативности определяются в соответствии с реализуемой
дополнительной программой «АБВГДейка». При реализации программы используются
четыре вида контроля: входящий, текущий, промежуточный, итоговый.
Входящий контроль – это оценка начального уровня образовательных возможностей
детей при поступлении в кружок.
Текущий контроль – это оценка уровня и качества освоения тем и разделов
программы и личностных качеств обучающихся в кружке; осуществляется на занятиях
в течение всего учебного года.
Промежуточный контроль –это оценка уровня и качества освоения детьми
дополнительной образовательной программы по итогам полугодия и учебного года.
Осуществляется в декабре и мае каждого учебного года.
Итоговый контроль результативности освоения дополнительной образовательной
программы – это оценка уровня и качества освоения детьми дополнительных
образовательных программ по мере окончания освоения дополнительной
общеобразовательной программы. Итоговый контроль осуществляется в апреле-мае в
соответствии с графиком.
Формы контроля определены в соответствии с дополнительной общеобразовательной
программой. Формами контроля могут быть: анкетирование, тестирование, беседа,
опрос, участие в выставках и т.д.
Контроль позволяет выявить способности обучающихся и скорректировать
индивидуальную работу.
Объективный и систематический контроль учебной работы является важнейшим
средством управления образовательно - воспитательного процесса.
Методические материалы
№ п/п
1
1
2
3
Наименование элементов перечня
Наглядные пособия
Карточки, схемы, таблицы, образцы
Дидактические материалы
Комплекты для обучения грамоте
Наборы сюжетных и предметных картинок
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ (в том числе в
цифровом формате).
Литература
1
Жукова, Н. С. Букварь : Пособие по обучению дошкольников правильному
чтению / Н. С. Жукова. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 96 с.
2
Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. Обучение
дошкольников грамоте: Методическое пособие, М.: Школьная Пресса, 2004.
3
Ковригина, Т. Е. Занимательное обучение : Комплексные занятия, игровые
задания, разрезная азбука для детей 6-7 лет / Т.Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет.
– 2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2012. – 268 с.
4
Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для
воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 1999.
5
Колесникова, Е. В. Готов ли ваш ребенок к школе? / Е. В. Колесникова. — М.:
Ювента, 2007.
6
Колесникова, Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5—6 лет / Е. В.
Колесникова. — М.: Ювента, 2008.
7
Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В.: Обучение грамоте детей 5 - 7
лет, методическое пособие - М.: «ТЦ Сфера», 2010.
Условия реализации программы
№
п/п
1
Материально - техническое
Предметная развивающая среда
Помещение с удобными рабочими местами
1
2
3
1
2
3
4
1
2
1
2
3
Инструменты и приспособления
Комплекты для обучения грамоте
Наборы сюжетных и предметных картинок
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ (в том числе
в цифровом формате).
Техническая оснащённость
Классная доска
Проектор
Ноутбук
Флешка с записями (видеофильмы, аудиозаписи, слайды, в соответствии с
программой).
Оборудование кабинета
Столы с комплектами стульев
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов
Раздаточный материал
Схемы
Карточки
Задания
Кадровое обеспечение программы.
Реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного образования,
имеющий среднее профессиональное образование соответствующего направления и
отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных
справочниках, и (или) профессиональном стандарте педагога дополнительного
образования детей и взрослых.
Информационное обеспечение
Нормативно-правовые документы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 -марта
2022 года № 678-р;
Изменения, внесённые в Концепцию развития дополнительного образования детей
до 2030 года, утверждённые распоряжением Правительства Российской Федерации
от 15 мая 2023 года №1230-р
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля 2022года
года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно - эпидемиологических
правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на
21 марта 2022 года).
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.02.2022 №4
«О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20
«Профилактика новой коронавирусной инфекции (covid-19)», утверждённые
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с 06.02.2022 г.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года, «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»
Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 9 «Казачата» ст Луковской Моздокского
района РСО - Алания, утвержден Постановлением Главы АМС Моздокского
района №2-Р от 14.02.2020г
Оценочные материалы
Показатели
1. Определение
места звука в
слове
Н
К
2. Звуковой
анализ слов
Н
К
3. Деление
слов на слоги
Н
К
4.Ориентировка
на листе бумаги
Н
К
ФИО ребенка
1.
2.
3.
Показатели
1.Звукобуквен
ный анализ и
синтез слов
ФИО ребенка
1.
2.
3.
Оценка уровня знаний:
1 – низкий
2 – средний
3 – высокий
Н
К
2.Различать
понятия «звук»,
«слово»,
«предложение»
Н
К
3.Распознава
ние букв,
складывание
слов
Н
К
4.Чтение
слогов, слов,
предложений
Н
К
Приложение 1
Диагностика
Тест на готовность ребенка к школе
Инструкция: Ребенку зачитываются предложения. Если он согласен, поставьте + на листе
бумаги.
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
7. Самое лучшее в школьной жизни - это каникулы.
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
9. Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
10. Если было бы можно, я бы еще в прошлом году пошел в школу.
Оценка результатов:
Высокий уровень - если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень - от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими
вне учебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок
мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе
сформировано, отношение положительное.
Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не
стремится к обучению.
Приложение 2
Тест на уровень развития школьно-значимых функций
Краткое исследование развития речевого слуха
Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь
одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка-миска, мискамиска.
Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные
слоги:
ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУШУ, ШУ-СУ.
Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:
ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА,
ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.
А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь (порядок слов несколько раз
изменяется):
ДОМ-ТОМ-КОМ
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.
Оценка результатов:
высокий уровень- ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому
составу, различает слова со сходными звуками.
Средний уровень- ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном
повторении может их исправить самостоятельно.
Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает
ошибок при многократном повторении.
Тест на уровень развития познавательной деятельности
Тест словаря
Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них (или постепенно в разные дни
работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию:
Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он просит
тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно предлагайте
слова из выбранного вами набора.
Наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.
3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить,
шершавый.
При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом.
Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно
поставить 2 балла ( за определение, близкое к научному).
1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может.
1,5 балла- может описать предмет словесно.
0 баллов- отсутствует понимание слова.
Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов
Средний уровень- 7-12 баллов
Высокий уровень- 12,5- 20 бал
Тест «Кругозор»
оценка уровня развития познавательной деятельности
Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также
способности к анализу и суждениям.
1. Назови свое имя, фамилию, отчество.
2. Назови фамилию, отчество родителей.
3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)
7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или
ужин, день или ночь?
8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
9. Кем работают твои родители?
10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель?)
15. Зачем в школе нужен звонок, парта?
16. Ты сам хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц ты знаешь?
20. Кто больше, корова или коза?
21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?
СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ – 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.
ОЦЕНКА:
Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.
Отдельно оцениваются следующие вопросы:
• 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом
месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь
месяцев)
• 8 вопрос – полный домашний адрес – 3 балла
• 15 вопрос – правильное применение школьной атрибутики – 1 балл
• 16 вопрос – положительный ответ – 1 балл
• 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла
• 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла
Оценка результатов:
Высокий уровень – 24-29 баллов
Средний уровень – 20-23,5 балла
Низкий уровень – от 19,5 и ниже
Тест «Нарисуй человека»
Попросите ребёнка нарисовать человека: «Возьми лист бумаги и нарисуй человечка.
Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя».
В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши,
глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от
верхней.
Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.
Тест «Повтори»
Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай».
Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь
буквы, попробуй написать их точно так же».
Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца.
Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.
А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше
остальных.
Тест «Круг»
Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.
Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.
Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.
Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.
Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания – не
стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.
Приложение 3
Протокол
входной аттестации обучающихся в кружке «АБВГДейка» МБДОУ - детский сад №9
«Казачата» ст Луковской»
от «____» _________202…. г
Название кружка «АБВГДейка»
Педагог:Марина Георгиевна Трушева
1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся.
2. Формы проведения аттестационных занятий: творческие
3. Уровень оценки – высокий - 2 балла; средний - 1 балл; низкий - 0 баллов.
№ п/п
Фамилия, имя ребенка
Знает
Умеет
Уровень
Самостоятельность
в решении
творческих задач
1
2
3
Заключение аттестационной комиссии: знания, умения и навыки данных обучающихся
соответствуют уровню программы.
Подпись членов аттестационной комиссии:
Ф.И.О.________________________
Ф.И.О. ____________________
Подпись педагога___________________
Протокол
итоговой аттестации обучающихся в кружке «АБВГДейка» МБДОУ - детский сад №9
«Казачата» ст Луковской»
от «____» _________202…. г
Название кружка «АБВГДейка»
Педагог:Марина Георгиевна Трушева
1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся.
2. Формы проведения аттестационных занятий: творческие
3. Уровень оценки – высокий - 2 балла; средний - 1 балл; низкий - 0 баллов.
№ п/п
Фамилия, имя ребенка
Знает
Умеет
Уровень
Самостоятельность
в решении
творческих задач
1
2
3
Заключение аттестационной комиссии: знания, умения и навыки данных обучающихся
соответствуют уровню программы.
Подпись членов аттестационной комиссии:
Ф.И.О.________________________
Ф.И.О. ____________________
Подпись педагога___________________