Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Волшебный сундучок 2024-2025гг

Пояснительная записка
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического
воспитания дошкольников. Совершенствование личности ребенка предполагает
развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в
продуктивной деятельности. Рисование является одним из важнейших средств познания
мира и развития знаний эстетического воспитания. Изобразительное творчество
является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается
художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности,
помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является
воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без
реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительная деятельность.
Изобразительная деятельность располагает многообразием материалов и техник.
Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы
выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют
необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного
образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей
деятельности. Занятия по программе «Волшебный сундучок» направлены на
реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование
необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить
незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям
множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования
хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет
своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша
расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение.
Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности,
индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро
и красоту, приносить людям радость.
Направленность
Программы
Адресат программы

Художественная

Актуальность
Программы:

В том, что именно изобразительная деятельность с
использованием нетрадиционных техник, является
наиболее благоприятной для развития творческих
способностей детей, доставляет детям множество
положительных эмоций, раскрывает возможность
использования хорошо знакомых им предметов в
качестве художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью.

Отличительные
особенности
Программы

В данной Программе представлена система работы по
обучению
детей
нетрадиционным
техникам
рисования, а не отдельные элементы. В работе
используются самодельные инструменты, природные,
бросовые материалы

Новизна Программы

Новизна Программы в том, что в системе работы
применяются только нетрадиционные методы и

Дети 5 - 6 лет

способы
развития
детского
художественного
творчества. Используются самодельные, природные,
бросовые инструменты.
Педагогическая
целесообразность
Программы

Уровень освоения
программы
Цель Программы

Задачи Программы

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию
художественно творческих способностей в
рисовании, стало понятно, что стандартных наборов
изобразительных материалов и способов передачи
информации недостаточно для современных детей,
так как уровень умственного развития и потенциал
нового
поколения
стал
намного
выше.
Нетрадиционные техники рисования дают толчок к
развитию
детского
интеллекта,
активизируют
творческую активность детей, учат мыслить
нестандартно.
Базовый
Развитие
личности,
мотивация
творческих
способностей
обучающихся,
обеспечение
эмоционального
благополучия
через
нетрадиционные техники рисования.
Образовательные:
- познакомить с различными техниками и способами
рисования;
- обучать приемам нетрадиционных способов
рисования с использованием различных материалов;
- стимулировать активность, самостоятельность,
иннициативу детей в придумывании содержания и
способов изображения;
- побуждать к созданию разнообразных,
оригинальных замыслов.
Развивающие:
- развивать интерес к различным нетрадиционным
техникам рисовния;
- развивать эстетическое восприятие, художественный
вкус;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя общее
речевое развитие и умственные способности;
- развивать воображение, умение видеть необычное в
обычных предметах;
- формировать умение осуществлять анализ и оценку
проделанной работы.
Воспитательные :
- воспитывать ценностное отношение к собственному
труду, труду других людей и его результатам;
- воспитывать аккуратность при работе с различными
материалами;
- формировать навыки сотрудничества при работе в
коллективе, в команде, малой группе;
- формировать любознательность, познавательную
открытость;
- формировать предпосылки учебной деятельности:

умение и желание трудиться, выполнять задания в
соответствии с инструкцией и поставленной целью,
доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу
Объем и сроки
освоения Программы

Программа «Волшебный сундучок» рассчитана на 1
год обучения и предназначена для детей 5 лет. В
кружке должно заниматься не более 15 человек

Срок реализации
Программы

1 год, 36 недель , 9 месяцев

Объем реализуемой
Программы

72 часа. 2 часа в неделю.
С 1.06.2025 года по 30.06.2025 года, в летний период
провидятся с детьми 8 занятий по 30 минут
2 раза в неделю продолжительность 30 минут
при наличии сменной игровой деятельности,
включение динамических пауз (5 - 8 минут).
Занятия включают теоретическую подготовку и
практику. Большая часть занятий отводится на
практическую работу детей.

Продолжитель
ность занятий

Язык реализации
Программы

русский

Форма обучения

очная

Для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления с
самостоятельной практической деятельности детей в данной программе используются
основные формы обучения:
 Практические занятия;
 Игровые формы организации занятий;
Для реализации программы на занятиях используются следующие педагогические
методы обучения:
Объяснительно - Рассказ; беседа; работа с литературой; просмотр фильмов;
иллюстративный демонстрация опыта; и др. Назначение метода – организация
усвоения информации обучаемым путем сообщения им учебного
материала и объяснение его успешного восприятия.
Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее
экономных способов передачи обучаемым обобщенного и
систематизированного опыта человечества.
Практические
упражнения
и
задания;
алгоритмы;
Репродуктивный
программирование. Основное назначение опыта – формирование
навыков и умений использования и применения научных знаний.
Суть метода состоит в повторении (многократном) способа
деятельности по заданию педагога. Деятельность педагога

Практический
Креативный

заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность
воспитанника – в выполнении действий по образцу.
Использование детьми на практике полученных знаний и
увиденных приемов работы.
Творческое задание. Сущность метода – обеспечение
организаций поисковой творческой деятельности обучающихся
по решению новых для них проблем.

Игровой

Использование сюжета игр, персонажей для обыгрывания
сюжета. Используется при реализации программы в следующих
случаях:в качестве самостоятельных технологий для освоения
понятия, темы, раздела учебного предмета; в качестве занятия
или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения,
контроля); в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и
усвоение общественного опыта, в котором складываются и
совершенствуется самоуправление поведением).

Частично поисковый или
эвристический

Эвристическая беседа; случайный поиск, организующий
понятия; контрольные вопросы и др
Основное назначение метода – постепенная подготовка
обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.

Критерии и показатели результатов программы:
Образовательный:
 Качество усвоения;
Социологический:
 Умение строить отношения в коллективе;
Индивидуально - личностные:
 уровень мышления, воли, эмоциональной сферы;
 степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать,
принимать и понимать других, степень реализации индивидуальных
возможностей, терпимость и лояльность.
Воспитанности:
 сформированность качеств: ответственность, отношение к друзьям, учебе,
дисциплинированность;
Психологического комфорта:
 степень уверенности;
 эмоциональное состояние;
 межличностные отношения.

Предполагаемы результаты:
Образовательный
блок

К концу года дети будут знать:
основы нетрадиционных техник рисования;уметь
использовать различные изобразительные материалы и
нетрадиционные техники при создании
художественного образа.
К концу года дети будут уметь:
применять на практике теоретические знания в области
различных изобразительных техник; творческую
активность в свободном экспериментировании
материалами для работы в различных нетрадиционных
техниках;
соблюдать санитарно-гигиенические правила и нормы,
технику безопасности на занятиях изобразительной
деятельностью.

Развивающий блок

К концу года дети будут уметь:
У ребенка будут сформированы:
устойчивый интерес к изобразительному искусству;
активность через индивидуальное раскрытие
художественно- прикладных способностей;
эстетическое восприятие и творческое воображение,
сенсорные способности восприятия, чувства цвета,
ритма, формы, объема в процессе работы с различными
художественными материалами.
У ребенка будут развиты:
трудолюбие, аккуратность в работе и бережное
отношение к материалам,используемым в работе;
Навыки культуры общения, социально коммуникативные навыки и умения общения с
взрослыми и сверстниками;
эмоциональная отзывчивость на произведения
изобразительного искусства.

Сводный учебный план
№
п\п

Количество
часов

Наименование раздела, тема

1.

Вводное занятие. Правила техники безопасности

2.

Знакомство с нетрадиционным рисованием. Знакомство с
3
цветовой гаммой.

3.

Рисование пальчиком

4.

Рисование пальчиком и ладонью

5.

Печать листьями

6.

Монотипия

1

2
2
2
3

7.

Монотипия на целлофане

8.

Рисование губкой

9.

Рисование штампами

10.

Рисование на камнях

11.

Рисование методом напыления

12.

Кляксография

13.

Свеча + акварель

14.

Проступающий рисунок

15.

Пластилинография

16.

Сыпучими материалами

17.

Граттаж

18.

По мокрой бумаге

19

Ниткография

20

Набрызг

21

По фальге

2
3
3
3
3
3
2
2
3
3
3
3
3
3
3

22

Витраж

23

Пуантилизм

24

Повторение

25

По желанию

26

Наш вернисаж

2
3
5
1
1

ИТОГО

72

Учебный план
№
п/п

Тема занятий

1

1

0,5

0,5

3

1,5

1,5

3

Вводное занятие. Правила техники
безопасности
Знакомство с нетрадиционным
рисованием.
Знакомство с цветовой гаммой.
Рисование пальчиками

2

0,5

1,5

4

Рисование пальчиками и ладонью

2

0,5

1,5

5

Печать листьями

2

0,5

1,5

6

Монотипия

3

0,5

2,5

7

Монотипия на целлофане

2

0,5

1,5

8

Рисование губкой

3

0,5

2,5

9

Рисование штампами

3

0,5

2,5

2

Количество занятий
всего теория практика

Формы
контроля,
аттестации
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Вопросы
Педагогическое
наблюдение.
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение.
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение.
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ

10

Рисование на камнях

3

0,5

2,5

11

Рисование методом напыления

3

0,5

2,5

12

Кляксография

3

0,5

2,5

13

Свеча + акварель

2

0,5

1,5

14

Простуавющий рисунок

2

0,5

1,5

15

Пластилинография

3

0,5

2,5

16

Сыпучими материалами

3

0,5

2,5

17

Граттаж

4

0,5

3,5

18

По мокрой бумаге

3

0,5

2,5

19

Ниткография

3

0,5

2,5

20

Набрызг

3

0,5

2,5

21

По фальге

4

0,5

3,5

22

Витраж

2

0,5

1,5

Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Вопросы
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Вопросы
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Вопросы
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Вопросы
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Вопросы
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Вопросы
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Вопросы
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Вопросы
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Вопросы
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Вопросы
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ

23

Пуантилизм

3

0,5

2,5

24

Повторение

5

0,5

4,5

25

По желанию

1

1

26

Наш вернисаж

1

1

Всего часов:

72

13

Вопросы
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Вопросы
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Вопросы
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Анализ работ

59

Летний период с 1.06 по 30.06.2025 года
№
п/п

«Деревья смотрят в озеро»
(монотипия).
«Мир насекомых» (на камнях).

1

0,25

0,75

Формы
контроля,
аттестации
Анализ работ

1

0,25

0,75

Анализ работ

«Волшебные превращения»
(кляксография)
«Радуга» (витраж)

1

0,25

0,75

Анализ работ

1

0,25

0,75

Анализ работ

1

0,25

0,75

6

«Летний натюрморт» (техника по
выбору детей)
«Полевые цветы» (ниткография)

1

0,25

0,75

Рефлексия
детьми
Анализ работ

7

«Ночное небо» (граттаж)

1

0,25

0,75

Анализ работ

8

«В поисках королевы Кисточки».
Квест - игра

1

1
2
3
4
5

Тема занятий

Количество занятий
всего теория практика

Педагогическое
наблюдение

Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с творческим объединением, режимом работы. Знакомство с
различными художественными материалами, с цветовой гаммой. Просмотр
мультфильма «Петух и краски».
Практика: Игра на знакомство «Снежный ком».
Смешивание цветов.
Тема 2. Правила техники безопасности. Знакомство с нетрадиционным
рисованием.

Теория: Правила техники безопасности на занятиях. Продолжаем знакомиться с
различными художественными материалами, с цветовой гаммой. Просмотр
мультфильма «Коробка с карандашами».
Практика: Словарная работа. Д/упражнение «Можно - нельзя!» . Загадки о материалах
для рисования. Д/игра «Волшебный мешочек» (материалы для рисования). Смешивание
цветов.
Тема 3. Рисование пальчиками.
Теория: Знакомство с способом рисования пальчикам.
Практика: Пальчиковая гимнастика. Отработка приемов рисование пальчиками.
Рисование пальчиками.
Тема 4. Рисование пальчиками и ладонью.
Теория: Знакомство с способом рисования пальчиками и ладонью.
Практика: Пальчиковая гимнастика. Отработка приемов рисование пальчиками и
ладонью. Рисование пальчиками и ладонью.
Тема 5. Печать листьями
Теория: Энциклопедические сведения по теме занятия. Знакомство с способом
рисования «Печать листьями».
Практика: Пальчиковая гимнастика. Рисование способом «Печать листьями».
Тема 6. Монотипия.
Теория: Словарная работа. Просмотр презентации о способе монотипия.
Практика: Пальчиковая гимнастика. Рисование способом монотипия.
Тема 7. Монотипия на целлофане.
Теория: Словарная работа. Рассматривание работ, выполненных способом монотипия
на целлофане.
Практика: Пальчиковая гимнастика. Рисование способом монотипия на целлофане.
Тема 8. Рисование губкой.
Теория: Словарная работа. Знакомство с способом рисования губкой.
Практика: Д/и «Угадай на ощупь». Пальчиковая гимнастика. Отработка приемов
рисования губкой. Рисование губкой.
Тема 9. Рисование штампами.
Теория: Словарная работа. Знакомство с способом рисования штампами.
Практика: Д/и «Волшебный мешочек». Пальчиковая гимнастика. Отработка приёмов
рисования штампами. Рисование штампами.
Тема 10. Рисование на камнях.
Теория: Просмотр презентации «Какие бывают камни». Знакомство с способом
рисования на камнях.
Практика: Пальчиковая гимнастика. Рисование на камнях.
Тема 11. Рисование методом напыления.
Теория: Просмотр презентации. Знакомство с методом напыления.
Практика: Пальчиковая гимнастика. Рисование методом напыления.
Тема 12. Кляксография
Теория: Словарная работа. Энциклопедические сведения по темам занятия. Просмотр
мульфильма «Художник и клякса».

Практика: Дыхательная гимнастика. Упражнения на развитие воображения. Рисование
способом «Кляксография».
Тема 13. Свеча + акварель
Теория: Беседа с показом образцов. Чтение Л. Шкилева «Какая краска важнее».
Практика: Пальчиковая гимнастика. Рисование способом «Свеча + акварель». Анализ
работ.
Тема 14. Проступающий рисунок.
Теория: Просмотр видеоролика «Занятие «Проступающий рисунок».
Практика: Пальчиковая гимнастика. Рисование способом «Проступающий рисунок».
Тема 15. Пластилинография
Теория: Просмотр мультфильма «Пластилиновая ворона». Словарная работа. Беседа с
показом приемов выполнения работы.
Практика Пальчиковая гимнастика. Рисование способом пластилинография.
Тема 16. Рисование сыпучими материалами
Теория: Знакомство с рисованием песком, крупой, солью. Рассматривание образцов
Практика: Д/игра «Угадай на ощупь». Пальчиковая гимнастика. Рисование с
использованием песка, крупы, соли.
Тема 17. Граттаж
Теория: Словарная работа. Знакомство с рисованием способом граттаж. Средства
выразительности: линия, штрих.
Практика: Отрабатывание приемов, выполнение работ способом «Граттаж».
Тема 18. Рисование по мокрой бумаге
Теория: Знакомство с способом рисования по мокрой бумаге.
Практика: Опытническая деятельность (вода, бумага). Пальчиковая гимнастика.
Рисование способом «По мокрой бумаге»
Тема 19. Ниткография
Теория: Словарная работа. Знакомство с способом «Ниткография»
Практика: Игра м/подвижности «Волшебный клубочек». Пальчиковая гимнастика.
Рисование способом «Ниткография»
Тема 20. Набрызг
Теория: Знакомство с способом «Набрызг». Анализ образцов.
Практика: Упражнение «Волшебная щеточка». Пальчиковая гимнастика. Рисование
способом «Набрызг»
Тема 21. Рисование по фольге
Теория: Словарная работа. Рассматривание и анализ образцов. Знакомство с способом
рисования по фольге.
Практика: Пальчиковая гимнастика. Рисование по фольге. Анализ работ.
Тема 22. Витраж
Теория: Словарная работа. Просмотр презентации по теме. Подбор цветового решения.
Практика: Упражнение «Угадай на ощупь». Пальчиковая гимнастика. Рисование
способом «Витраж»

Тема 23. Пуантилизм
Теория: Словарная работа. Знакомство с способом «Пуантилизм» Энциклопедические
сведения по темам рисования.
Практика: Упражнения на развитие концентрации внимания. Пальчиковая гимнастика.
Рисование способом «Пуантилизм»
Тема 24. Повторение пройденного
Теория: Повторение пройденного
Практика: Выполнение работы
Тема 25. По желанию
Теория: Вспомнить способы нетрадиционного рисования. Д/игра «Подбери
инструмент».
Практика: Пальчиковая гимнастика. Рисование способом, выбранным детьми.
Тема 26. Наш вернисаж

Летний период с 1.06 по 30.06.2025 года
Занятие 1. «Деревья смотрят в озеро» (монотипия).
Теория: Словарная работа. Методы и приемы рисования способом «Монотипия»
Практика: Пальчиковая гимнастика. Рисование способом монотипия.
Занятие 2. «Мир насекомых» (на камнях)
Теория: Словарная работа. Способы рисования на камнях
Практика: Пальчиковая гимнастика. Рисование на камнях.
Занятие 3. «Волшебные превращения» (кляксография)
Теория: Словарная работа. Методы и приемы рисования способом «Кляксография».
Практика: Подбор инструментов и материалов. Пальчиковая гимнастика. Рисование
способом «Клясография».
Занятие 4. «Радуга» (витраж)
Теория: Словарная работа. Методы и приемы рисования способом «Витраж».
Практика: Подбор инструментов и материалов. Пальчиковая гимнастика. Рисование
способом «Витраж».
Занятие 5. «Летний натюрморт» (техника по выбору детей)
Теория: Словарная работа. Методы и приемы рисования изученными способами.
Практика: Подбор инструментов и материалов. Пальчиковая гимнастика. Рисование
выбранным способом.
Занятие 6. «Полевые цветы» (ниткография)
Теория: Словарная работа. Методы и приемы способом ниткография.
Практика: Подбор инструментов и материалов. Пальчиковая гимнастика. Рисование
способом ниткография.
Занятие 7. «Ночное небо» (граттаж)
Теория: Словарная работа. Методы и приемы рисования способом граттаж.

Практика: Подбор инструментов и материалов. Пальчиковая гимнастика. Рисование
способом граттаж.
Занятие 8.
Квест - игра «В поисках королевы Кисточки».

Методическое обеспечение программы
1 Раздел «Знакомство с нетрадиционным рисованием и цветовой гаммой».
 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой.
 Кретивный
 Частично - поисковый
 Практический
2 Раздел «Рисование пальчиками».
 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой;
 Креативный
 Практический.
3 Раздел «Рисование пальчиками и ладонью».
 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой;
 Креативный
 Практический.
4
Раздел «Печать листьями».
 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой;
 Креативный
 Практический.
5
Раздел «Монотипия».
 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой;
 Креативный
 Практический.
6
Раздел «Рисование губкой».
 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой;
 Креативный

 Практический.
7
Раздел «Рисование штампами».
 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой;
 Креативный
 Практический.
9 Раздел «Рисование на камнях».
 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой;
 Креативный
 Практический.
10 Раздел «Напыление».
 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой;
 Креативный
 Практический.
11 Раздел «Кляксография».
 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой;
 Креативный
 Практический.
12 Раздел «Свеча + акварель».
 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой;
 Креативный
 Практический.
13 Раздел «Проступающий рисунок».
 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой;
 Креативный
 Практический.
14 Раздел «Сыпучими материалами».
 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой;
 Креативный
 Практический.
15 Раздел «Граттаж».

 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой;
 Частично - поисковый;
 Креативный;
 Практический.
16 Раздел «Набрызг».
 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой;
 Частично - поисковый;
 Креативный;
 Практический.
17 Раздел «По фальге».
 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой;
 Креативный;
 Практический.
18 Раздел «Витраж».
 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой;
 Практический.
19 Раздел «Пуатилизм».
 Методы обучения:
 Объяснительно - иллюстративный;
 Игровой;
 Практический.

Оценочные материалы
Критерии оценки результативности определяются в соответствии с реализуемой
дополнительной программой «Волшебный сундучок». При реализации программы
используются четыре вида контроля: входящий, текущий, промежуточный, итоговый.
Входящий контроль – это оценка начального уровня образовательных возможностей
детей при поступлении в кружок.
Текущий контроль – это оценка уровня и качества освоения тем и разделов
программы и личностных качеств обучающихся в кружке; осуществляется на занятиях
в течение всего учебного года.
Промежуточный контроль –это оценка уровня и качества освоения детьми
дополнительной образовательной программы по итогам полугодия и учебного года.
Осуществляется в декабре и мае каждого учебного года.
Итоговый контроль результативности освоения дополнительной образовательной
программы – это оценка уровня и качества освоения детьми дополнительных

образовательных программ по мере окончания освоения дополнительной
общеобразовательной программы. Итоговый контроль осуществляется в апреле-мае в
соответствии с графиком.
Формы контроля определены в соответствии с дополнительной общеобразовательной
программой. Формами контроля могут быть: анкетирование, тестирование, беседа,
опрос, участие в выставках и т.д.
Контроль позволяет выявить способности обучающихся и скорректировать
индивидуальную работу.
Объективный и систематический контроль учебной работы является важнейшим
средством управления образовательно - воспитательного процесса.

Методические материалы
№ п/п

1
1
2

Наименование элементов перечня
Наглядные пособия
Карточки, схемы, таблицы, образцы
Дидактические материалы
Наборы сюжетных и предметных картинок
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ (в том числе в
цифровом формате).
Литература

1

Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
«Издательство Скрипторий 2003», 2007г

2

Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие
для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008г.

3

Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником – М.; ТЦ Сфера, 2008г

4

Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.;
Педагогическое общество России, 2005г.

5

Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и
заинтересованных родителей. – СПб; КАРО, 2008г.

6

Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной
деятельности в ДОУ. – М.; АРКТН, 2008г.

7

Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной
изобразительной деятельности. – СПб; КАРО, 2007г.

8

Утробина К. К, Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с
детьми 3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития:
Академия холдинг, 2004г.
Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста.
Учебное пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2008г.

9
10

М.;

Условия реализации программы
1
2
3
4
5
6
7
8
19
10
11
1
2
3
4
5
1
2
3

Инструменты и приспособления
Бумага различных размеров и формы
Фольга
Нитки
Акварельные краски, гуашь; восковые мелки
Свеча
Ватные палочки
Зубочистки, палочки или старые стержни для процарапывания
Коктейльные трубочки
Природный и бросовый материал
Стаканы для воды
Подставки под кисти; кисти
Демонстрационный материал
Наглядные пособия
Цветные иллюстрации
Фотографии
Образцы
Необходимая литература
Техническая оснащённость
Музыкальная колонка
Флешка с записями (познавательная информация, музыка)
Демонстрационная магнитная - маркерная доска

Кадровое обеспечение программы.
Реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного
образования,
имеющий
высшее
образование
соответствующего
направления и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональном стандарте
педагога дополнительного образования детей и взрослых.

Информационное обеспечение
Нормативно-правовые документы
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от
31 -марта 2022 года № 678-р;
 Изменения, внесённые
в Концепцию развития дополнительного
образования детей до 2030 года, утверждённые распоряжением
Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля
2022года года № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам»
 Постановление Главного государственного санитарного
врача
Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении
санитарно - эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с
изменениями на 21 марта 2022 года).
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ действует до 1
сентября 2027 года.
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.02.2022 №4 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические
правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной
инфекции (covid-19)», утверждённые Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от
22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с 06.02.2022 г.

 Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года,
«Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
 Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения - детский сад комбинированного вида № 9 «Казачата» ст
Луковской Моздокского района РСО - Алания, утвержден
Постановлением Главы АМС Моздокского района №2-Р от 14.02.2020г

Оценочные материалы
Входная диагностика.
Тест:
1. Как ты думаешь, что можно нарисовать?
2. Как ты думаешь, чем можно рисовать?
3. Как ты думаешь, на чем можно рисовать?
4. Как называются люди, которые рисуют картины?
5. Какие цвета ты знаешь?
6. У тебя есть краски красного, желтого, синего цвета. А тебе нужна краска
оранжевого цвета. Как быть?
7. Разложить на столе различные предметы: ватные палочки, щетки, трубочки
для коктейля, вилки, деревянные шпажки, листья деревьев. Предложить ребенку
рассказать, чем и как можно рисовать.
8. Показать картинки, нарисованные методом «Кляксография», попросить
рассказать, что нарисовано. Предложить дорисовать элементы, чтобы создать
новый рисунок.
Оценка уровня знаний:
1 – низкий
2 – средний
3 – высокий
Оцениваемые показатели
Степень выраженности оцениваемого показателя
Степень понимания и осознанности Обучающийся не владеет терминами;
применения в своей речи терминов, обучающийся овладел минимальным набором понятий и
понятий и определений
определений, не испытывает затруднений в понимании и
применении специальной терминологии;
обучающийся осознанно употребляет специальную
терминологию в построении речевых формулировок с
последующим обоснованием примененного определения.
Степень владения на практике Обучающийся не владеет техниками и приемами;
различными техниками и приемами обучающийся усвоил минимальный набор приемов,
методов работы с различными материалами;
обучающийся свободно владеет широким диапазоном
различных приемов и методов.

Степень целесообразности
применения приемов и техник в
работе с различными материалами

Степень развития фантазии,
образного мышления и
воображения

Степень участия в выставках и
конкурсах

Степень аккуратности при
изготовлении работ

Степень увлеченности работой и
заинтересованности в результате

Степень взаимодействия,
сотрудничества с другими
учащимися в объединении

Оценка уровня знаний:
1 – низкий
2 – средний
3 – высокий

Обучающийся не владеет техниками в работе с
различными материалами;
обучающийся затрудняется в выборе техник и приемов в
работе с различными материалами или использует одни и
те же приемы;
обучающийся не испытывает затруднений при выборе
оптимальных техник, свободно комбинирует их
междусобой под свойства конкретного материала.
У обучающегося не развита фантазия и образное
мышление;
обучающийся постоянно нуждается в помощи педагога
при составлении композиции, находит одно рациональное
решение;
обучающийся проявляет креативность, вариативность и
самостоятельность в выполнении задания)
Обучающийся совершенно не заинтересован в участии в
выставках;
обучающийся нуждается в побуждении со стороны
педагога для создания поделок на выставку, конкурс или
не проявляет желания изначально участвовать в
конкурсных мероприятиях;
обучающийся проявляет творческую и публичную
активность в плане участия в выставках.
Обучающийся не усидчив, не в состоянии содержать
рабочее место в порядке, работы неаккуратны;
обучающийся умеет организовать свое рабочее место, но
менее усидчив и менее организован; обучающийся
проявляет усидчивость, терпение.
Обучающийся пассивен в работе, не заинтересован ее
результатами;
маршрут действий диктуется педагогом, обучающийся
мало проявляет инициативу;
обучающийся ведет творческий самостоятельный поиск,
нацелен на результат.
Коммуникативная культура не развита, обучающийся не
испытывает потребности в тесном творческом общении с
другими учащийся, не участвует в массовых
мероприятиях в объединении;
Коммуникативная культура развита слабо, обучающийся
не всегда испытывает потребности в тесном творческом
общении с другими учащийся, редко участвует в
массовых мероприятиях в объединении;
обучающийся обладает хорошими коммуникативными
способностями, легко идет на контакт, активно участвует
в массовых мероприятиях объединения, готов помогать и
работать совместно с другими обучающимися)

Протокол
входной аттестации обучающихся в кружке «Волшебный сундучок»
МБДОУ - детский сад №9 «Казачата» ст Луковской»
от «____» _________202…. г
Название кружка «Волшебный сундучок»
Педагог: Никифорова Виктория Юрьевна
1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся.
2. Формы проведения аттестационных занятий: творческие
3. Уровень оценки – высокий - 2 балла; средний - 1 балл; низкий - 0 баллов.
№ п/п
Фамилия, имя ребенка

Знает

Умеет

С
Уровень

Самостоятельность
в решении
творческих задач

1
2
3
Заключение аттестационной комиссии: знания, умения и навыки данных обучающихся
соответствуют уровню программы.
Подпись членов аттестационной комиссии:
Ф.И.О.________________________
Ф.И.О. ____________________
Подпись педагога___________________

Протокол
итоговой аттестации обучающихся в кружке «АБВГДейка» МБДОУ - детский
сад №9 «Казачата» ст Луковской»
от «____» _________202…. г
Название кружка «АБВГДейка»
Педагог:Марина Георгиевна Трушева
1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся.
2. Формы проведения аттестационных занятий: творческие
3. Уровень оценки – высокий - 2 балла; средний - 1 балл; низкий - 0 баллов.
№ п/п
Фамилия, имя ребенка

1
2
3

Знает

Умеет

Самостоятельность
Уровень
в решении
творческих задач

Заключение аттестационной комиссии: знания, умения и навыки данных обучающихся
соответствуют уровню программы.
Подпись членов аттестационной комиссии:
Ф.И.О.________________________
Ф.И.О. ____________________
Подпись педагога___________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».