Пояснительная записка
План образовательной деятельности МБДОУ - детский сад комбинированного вида №9 «Казачата» на 2023 - 2024 учебный год
разработан в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта
дошкольного образования»;
- Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства
образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249;
- ФГОС ДО;
- Уставом МБДОУ - детский сад№9 «Казачата»;
- Лицензией на осуществление образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования от 23.10.2020г
№2709;
Учебный план образовательной деятельности МБДОУ - детский сад№9 «Казачата» на 2023-2024 учебный год является
нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение
непосредственно образовательной деятельности.
Учебный год начинается с 1 сентября 2023г. и заканчивается 31 мая 2024г. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей
недели. Летний оздоровительный период с 1 июня по 31 августа.
Учебный план регламентируется образовательной программой дошкольного образования - МБДОУ - детский сад №9 «Казачата»,
разработанной на основе комплексных и парциальных программ:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября
2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
- Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог», С.Н. Николаева, «Мозаика Синтез», М, 2010
- Методическое пособие по экологическому образованию дошкольников «Мой край – моя святыня», Л.А. Бобылева, А.В. Султанова,
СОГУ, Владикавказ, 2000
- Программа художественно -эстетического развития «Цветные ладошки», И.А. Лыкова, «Цветной мир», М, 2019
- Программа рекрационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Веселый рюкзачок», М.: Чеменева А.А., Мельникова
А.Ф., Волкова В.С.«Русское слово», 2018
Основными задачами учебного плана являются:
1. Регулирование объема образовательной нагрузки.
2. Реализация ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса ДОУ.
3.Обеспечение единства всех компонентов (федерального, регионального, социального).
В 2023-2024 учебном году в МБДОУ - детский сад№9 «Казачата» функционирует 8 групп, укомплектованных в соответствии с
возрастными нормами:
I младшая группа (2-3 года) - 2
II Младшая группа (3-4 года) - 1
Средняя группа(4- 5 лет) - 2
Старшая группа (5-6 лет) - 2
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) - 1
Образование осуществляется на русском языке.
Методическое обеспечение основной программы соответствует перечню методических изданий, рекомендованных Министерством
образования РФ по разделу «Дошкольное воспитание».
В структуре учебного плана выделены инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть. Инвариантная часть
обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (составляет не
менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного
образования). В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в инвариантной
части Плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию образовательных областей.
В инвариантную часть плана включены пять направлений, обеспечивающие
физкультурно-оздоровительное, социально-коммуникативное,
речевое, художественно-эстетическое, познавательное развитие.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» входят в расписание
организованной детской деятельности, занятий со специалистами, совместной деятельности взрослого и ребенка.
Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные единицы:
* Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
*Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме,цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и
народов мира.
* Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
* Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания
персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей(изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
* Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с
выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и
мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег,
мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными
играми с правилами; становление целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового
образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании
полезных привычек и др.).
Реализация Плана предполагает интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и
возможностями обучающихся.
Каждой образовательной области соответствуют различные виды непосредственно образовательной деятельности: познавательноисследовательская, двигательная, коммуникативная, игровая, музыкальная, изобразительная, и другие. Задачи социальнокоммуникативного развития реализуются в самостоятельных видах детской деятельности: сюжетно-ролевых и других видах игр, а
также в ходе режимных моментов.
В плане образовательной деятельности предложено распределение основных видов деятельности, которое даёт возможность
образовательной организации использовать модульный подход, позволяет использовать дифференциации и вариативности, а также
обеспечивает своевременное познавательное, социальное и личностное развитие ребёнка на каждом возрастном
этапе его жизни. Образовательная деятельность в МБДОУ осуществляется в течение всего учебного года. Учебный год составляет 37
недель (36 недель учебный период, 10 дней каникулы). Летний оздоровительный период составляет 13 недель.
В летний оздоровительный период НОД организуется только по физическому и
художественно-эстетическому направлениям.
Дополнительное образование
Студии, кружки: в старших и подготовительных группах, 1 раз в неделю, во 2 половине дня
Структура учебного года в МБДОУ
Учебный период
01.09.2023 – 31.12.2023
17 недель
Каникулы
30.01.2023 - 08.01.2024
10 дней
Учебный период
09.01.2024 - 31.05.2024
19 недель
Летний оздоровительный период 01.06.2024 - 31.08.2024
13 недель
Образовательная нагрузка определена с учётом необходимого требования СанПиН: соблюдение максимально допустимого объема
недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию. Распределение количества времени,
отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности основано на принципах:
соблюдение права воспитанников на дошкольное образование;
дифференциации и вариативности, которое обеспечивает использование в педагогическом процессе комплексный подход;
соотношение между инвариантной (не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной
образовательной программы дошкольного образования) и вариативной (не более 40% от общего нормативного времени, отводимого на
освоение основной образовательной программы дошкольного образования) частями учебного плана;
сохранение преемственности между инвариантной (обязательной) и вариативной частями; ориентирование на реализацию социального
заказа на образовательные услуги.
Вариативная часть сформирована образовательным учреждением с учетом регионального компонента и материально-технических
возможностей ДОУ.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных
программ, для детей дошкольного возраста по всем направлениям развития составляет:
Объем недельной нагрузки рассчитан в соответствии с санитарно -эпидемиологическими правилами и нормами и составляет:
Группа
Продолжительность
занятий
Количество занятий в неделю
Недельная образовательная нагрузка
I младшая (от 2х до 3х
лет)
10 мин
10
1ч 40мин
II младшая (от 3х до 4х
лет)
15 мин
11
2ч 45 мин
Средняя (от 4х до 5х
лет)
20 мин
11
3ч 40 мин
Старшая (от 5ти до 6ти
лет)
25 мин
13
5ч 25 мин
Подготовительная (от
6ти до 7ми лет)
30 мин
14
7ч
Планирование организованной образовательной деятельности
ООД
вид
Периодичность в неделю (раз)
2-3г
3-4г
4-5л
5-6л
6-7л
Физическая культура
2
2
2
2
2
Физическая культура на
воздухе
1
1
1
1
1
Ознакомление с
окружающим миром
1
1
1
1
1
Развитие речи
2
1
1
1
1
Основы грамотности
-
-
-
1
1
Математическое
развитие
-
1
1
1
2
Рисование
1
1
1
2
2
Лепка
0,5
1
1
0,5
0,5
Аппликация
-
0,5
0,5
0,5
0,5
Конструирование
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2
2
1
1
Ручной труд
Музыка
Национально региональный
компонент
2
2
2
Итого в неделю
10
11
11
14
15
Итого в год
360
396
396
504
540
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Чтение художественной литературы
ежедневно
Игровая деятельность
ежедневно
Общение при проведении режимных моментов
ежедневно
Дежурства
ежедневно
Прогулки
ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
Самостоятельная игра
ежедневно
Самостоятельная деятельность детей в центрах развития
ежедневно
Оздоровительная работа
Утренняя гимнастика
ежедневно
Гимнастика после сна
ежедневно
Гигиенические процедуры
ежедневно
Различные виды гимнастик (дыхательная, пальчиковая, для ежедневно
глаз...)
Закаливание с использованием природных факторов
(солнце, воздух, вода)
в летний оздоровительный период
Босохождение
летний оздоровительный период
Дополнительное образование
Кружки, студии
1 раз в неделю